Рефераты. Вопросы по педагогике

Вопрос № 9. Методы педагогического воздействия на личность

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом.

Схема педагогического процесса выглядит так:

1. Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи;

2. Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи;

3. На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков;

4. На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия).

Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как минимум, 5 групп методов воздействия на личность:

1. Убеждение

2. Упражнения и приучения

3. Обучение

4. Стимулирование

5. Контрольная оценка

­ Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается для удобства изучения.

­ В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не решена.

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющие решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия:

1. Учебный процесс.

2. Внеклассная работа, внеаудиторная работа.

3. Семейное воспитание.

4. Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях.

5. Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация, если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения - доказываем.

Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому и прекрасному в области культуры - обращаемся к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.

Чем убеждает учитель? - словом, делом, примером (дети учатся раньше подражать, чем познавать).

Словом - приемы: беседа, лекции, диспуты.

Пример - стремление к подражанию кому?

Большое значение имеет местный пример педагога-воспитателя, братья-сестры, мама-папа, дед-бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены, герои и т.д.

Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических требований.

1. Высший авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма педагогического авторитета - любовь воспитанника. Не правы те педагоги, которые говорят, что им все равно - любят их или не любят. Если же педагога преследует стойкая не авторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Здесь словесное убеждение сливается с убеждающей силой примера.

3. Истинность, конкретность и доступность убеждения, фальшь, искусственность распознания даже сил школьниками и педагог теряет авторитет.

4. Сочетание убеждения и практического приучения (т.е. связь с каким-то делом, практической деятельностью) движение может быть взаимообратным убеждение (сознание) опыт, действие.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особенно часто жалуются родители, что их ребенок перестал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок просто подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться. Индивидуальные возможности - на одних - просты и на других - требования - приказ

Упражнение и приучение

Упражнение - планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью развития их личности (усидчивость, целеустремленность, силу воли и т.д.)

Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или: приучение - это упражнение с целью воспитания хороших привычек.

Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока не установится наклонность к действию.

Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения (приемы) и навыки.

Без систематического применения упражнения нельзя добиться действенности воспитательной работы.

Макаренко. Задайте цель: воспитать мужественного человека! Одними душещипательными беседами ограничиться нельзя. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Гагарина. Вы воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг - это объект для глазения, развлекательный момент.

Типы упражнений:

1. Упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со сверстниками, со старшими). Главное в этом, чтобы ребенок видел пользу от содеянного.

2. Режимные упражнения - режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение - урон здоровья, знания (сорвал занятие), необязательность, расхлябанность.

3. Специальные упражнения - упражнения тренировочного характера: приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой (вставать при входе учителя).

Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель дисциплины - ответственный за порядок, неопрятному - быть санитаром, эгоистичного - навестить и помочь больному товарищу).

Обучение (3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6)

Методы стимулирования

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Соревнование - не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой. Дух товарищества, взаимопомощи и доброжелательности.

Поощрение - чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах. Но главное - острое желание вести себя таким же образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта.

­ особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые, застенчивые, неуверенные)

­ оно должно быть не слишком частым

­ не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных

важнейшие условие эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественного мнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Наказание, педагогические требования к нему:

1. Нельзя наказывать за неумышленные поступки.

2. Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить 10 виноватых, чем наказать одного виновного.

3. Сочетать наказание с убеждением, и др. методы.

4. Строго соблюдать педагогический такт.

5. Опора на понимание и поддержку общественного мнения.

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Вопрос № 11. Контроль учебно-познавательной деятельности: виды и функции контроля, критерии оценки

Контроль, его виды и функции. Критерий оценки

История вопроса контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его технологии, об оценке.

Коменский - возвышенно пользоваться правом на оценку.

Ушинский - контроль - подавляет умственную деятельность школьников. Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и т.д.

В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась в особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших - в черные; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало результатов.

Принципы контроля

1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).

2. Систематичность - на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.

3. Принцип наглядности (гласности) - оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.

Виды контроля.

Примерные нормы оценки знаний:

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний - текст учебного пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.

Оценка “пять” - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

- “четыре” - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

- “три” - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

- “два” - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

- “единица” - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Дополнение: комплексная проверка - проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.

Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративный курс ее значения будет возрастать.

Главная ее функция - диагностирование качества реализации меж предметных связей.

Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:

1. Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы.

2. Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и склонны выставлять им высокие баллы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.