«...Человек, -- говорил В. А. Сухомлинский, -- выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -- увидел и изумился и начал создавать новую красоту» *.
Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве мы открываем прекрасное в самих себе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», -- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. И поэтому одна из важных задач эстетического воспитания состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому будущему воину скрипку, чтобы он услышал звучание своих душевных струн.
Есть немало родников, питающих эстетическую культуру. Среди них, безусловно, одним из плодотворных, одним из самых мощных является тот, который исходит от армейских культурных учреждений. Ио не только клуб, Дом офицеров, музыкальный ансамбль заключают в себе духовно-облагораживающую функцию. Не в меньшей мере это относится и к военным учебным заведениям. Например, очень хорошо, что во всех военно-политических училищах введен курс основ культуры.
Многое может сделать для дальнейшего повышения эстетического воспитания на уроках начальной военной подготовки Военное издательство.
Министерства обороны РК. К примеру, оно могло бы увеличить выпуск литературы по актуальным проблемам эстетики. Куда более предмет нашел бы процесс воспитания молодежи, если бы педагоги и политработники имели под рукой такие, скажем, издания, как «Эстетика военной формы», «Эстетика поведения военнослужащих», «Литература и искусство в твоей жизни», «Красота и нравственность» и т. д.
Кто-то из великих весьма тонко заметил, что реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах -- это лишь ее символы. Реальная культура в самом человеке. Действительно, это так. Вот почему надо постоянно воспитывать у наших подростков стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенствованию.
Когда-то А. М. Горький писал В. И. Ленину: «Жизнь понимаю, как движение к совершенствованию духа. Но вижу также, что развитие человека с некоторой поры идет криво -- развивается ум наш и игнорируются чувства. Думаю, что это вредно для нас... Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю».
Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности учитывать, использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас. Можно не пропустить ни одной кинопремьеры, ни одного вернисажа в Доме офицеров, однако само по себе это еще не говорит о высокой культуре. Сколько известно случаев, когда, скажем, завзятый театрал или меломан может позволить себе появиться на службе неряшливо одетым, неуважительно вести себя по отношению к окружающим и т. д. Так что прежде чем стать обладателем этих бесценных кладов, надо немало потрудиться, используя познания о том или ином произведении искусства, явлении культуры для нравственного самосовершенствования.
Будущий военный, умеющий плодотворно сочетать службу с серьезными творческими увлечениями, всегда интересен как неординарная личность. Такая личность не может не вызывать уважения, тем более когда достигнутое ими высоко оценивается талантливыми мастерами.
Искусство постигается и через людей, его создающих, через творческие личности. У каждого зрителя, слушателя- свои авторитеты, свои кумиры. Читая сегодняшнюю прессу мы внимательно следим за тем, что думают деятели искусства о современной армии, воинской службе, о проблемах, которые будоражат жизнь Вооруженных Сил. Радует, что в большинстве такого рода высказываний звучат доброжелательность в понимании и оценке нынешней далеко не простой обстановки в армии. Кирилл Юрьевич Лавров народный артист СССР, герой Социалистического Труда сказал: «Мы, люди творческих специальностей, обязаны в полной мере отражать на сцене, в кино, в других видах искусства героику мирного времени, в том числе каждодневную, весьма нелегкую службу воинов по обеспечению надлежащей боевой готовности. Надо не забывать: все, что мы сейчас имеем, воинским трудом обеспечено и гарантировано».
Не менее популярен в народе, среди воинов Вооруженных Сил народный артист СССР Иосиф Кобзон. Все мы видим, что военная аудитория импонирует талантливому певцу, близка его сердцу и творчеству. Его уважают в армии и на флоте не только за вокальное мастерство, но и за большое трудолюбие, личное мужество, о чем мы еще скажем особо, четкость идейно-нравственных критериев и позиций. Как-то спросили И. Кобзона, что он думает по поводу получивших распространение нападок на армию. Артист ответил:
«Только недалекие люди не осознают степени важности наших Вооруженных Сил в деле защиты Родины. Вот они и пытаются охаивать армию. Но давайте поставим вопрос так: «Что такое наша Советская Армия?» Это -- частица нашего народа, это -- наша кровь. А разве можно клеветать на людей в погонах, которые ведут по сути кочевой образ жизни, не жалеют ни сил, ни жизни своей для защиты рубежей Отчизны?
Мы должны в наше перестроечное время не охаивать Советскую Армию, не искать пятна на мундире, а помогать ей воспитывать воинов-патриотов, воинов-интернационалистов, заботиться о своих надежных защитниках, гордиться ими».
Когда она выходит на сцену, то кажется, что поет сама степь, поют снежные вершины гор, поют цветущие сады у их подножий. Песни в исполнении народной артистки СССР Розы Баглановой давно покорили слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые она появилась на профессиональной сцене в 1941 году в Ташкенте. Потом была война. Роза Багланова выступала перед фронтовиками -- на передовой и в госпиталях. Случалось, выносила с поля боя раненых. Не зря 23 февраля 1945 года под Варшавой сам К. К. Рокоссовский вручил ей вторую медаль «За боевые заслуги». Первую она получила в 1943-м.
Это самые дорогие награды, добытые мужеством артистки. Песни казахских степей, советских композиторов, песни народов мира в исполнении Розы Баглановой открывают миру наше многонациональное, многоцветное музыкальное искусство, вдохновляют, заряжают людей оптимизмом.
Ныне знаменитая певица возглавляет в Алма-Ате общество милосердия. Члены его -- комсомольцы, студенты, рабочие, служащие -- держат шефство над двумя тысячами инвалидов, ветеранов войны и труда, оказывая им посильную помощь.
Спросили как-то Розу Тажибаевну, в чем она видит причины негативных явлений в воинской среде, в частности пресловутой «дедовщины», и она, как нам представляется, по-философски, весьма мудро увидела связь между нравственностью, милосердием и названным явлением:
«Милосердие -- камертон нравственности, которая в наше время, к сожалению, стала дефицитом. И мне представляется, что октябренок или пионер, помогающий людям, утратившим здоровье, сам приобретает нравственное здоровье, из него обязательно выйдет настоящий защитник Родины, настоящий советский солдат. Тот самый, кто ценой своей жизни и пролитой крови добыл нам победу в сорок пятом. Уверена, что мальчишки, прошедшие нашу школу милосердия, встав в армейский строй, никогда не поддержат «дедовщину», наоборот, будут с ней бороться. В последнее время приходится часто и читать, и слышать обвинения в адрес нашей армии по поводу этого позорного явления. Люди, сваливающие все на армию, забывают о том, что именно многие из них поставляют армии уже готовых организаторов «дедовщины». С этим злом надо бороться всем миром».
Культура есть здравый смысл, ибо она -- психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она -- физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она -- нравственное здоровье. А еще культура -- это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе.
При словах «военный оркестр» в воображении многих сразу возникают воинские церемониалы, четкий ритм движущихся полков, громогласные марши, блеск парадов. Все это безусловно так. Но нельзя не учитывать того, что кроме сугубо служебного назначения военные оркестры несут еще концертную, музыкально-просветительную функции.
Беломраморный зал Ленинградской филармонии. На эстраде -- духовой оркестр штаба Ленинградского военного округа, 60 музыкантов. Дирижер взмахнул рукой -- полились звуки торжественной увертюры «Праздник Победы» композитора Калинковича...
В репертуаре оркестра -- произведения Чайковского, Глинки, Бетховена. Этому коллективу подвластны разнообразные музыкальные жанры. На концертах он с одинаковым успехом может исполнить антракт из оперы «Стойкий оловянный солдатик» Баневича и пьесу для оркестра «Праздник Испании» Чик Корея или, скажем, изящную «Музыкальную табакерку» Лядова. Исполнение этих, как и многих других, произведений отмечено высоким художественным вкусом.
Оркестр регулярно концертирует в Домах офицеров, солдатских клубах, Домах культуры, в Концертном зале «Октябрьский». Оркестр с успехом выступал за рубежом. Вот как откликнулись на концерт ленинградских музыкантов некоторые шведские газеты. «Казалось, русские нашли способ, -- писала одна из них, -- поворачивать сердечный ключ публики от песни к русской маршевой музыке». Еще один отзыв: «Никто не смог устоять перед музыкальной виртуозностью оркестра в сочетании с его шармом».
Высокий класс исполнительского искусства передается из поколения в поколение в этом оркестре. Молодые приходят на смену старшим, отслужившие в нем вливаются в лучшие музыкальные коллективы Ленинграда и страны. И это тоже традиция. Немало известных артистов являются воспитанниками духовых оркестров. При Алматинском Доме офицеров существует вокально-инструментальный ансамбль «Каскад». Который сформировался в Афганистане, его участниками являются воины афганцы. Он пользуется успехом у солдат, но знает его и молодежь города. Военно-патриотические, солдатские и лирические песни, исполняемые ансамблем, завоевали сердца слушателей. Запомнились алматинцам благотворительные концерты, средства, от которых пошли на пополнение фонда центра реабилитации воинов-интернационалистов. Ансамбль выступает с концертами в разных гарнизонах округа, своими песнями пробуждая в сердцах слушателей любовь к родным краям, преданность Родине.
Сегодня в пропаганде воинского музыкального творчества активно участвует Центральное телевидение, что само по себе весьма похвально. Вспомним, с каким успехом проходили в недавнем прошлом телеконкурсы «Когда поют солдаты», какую огромную аудиторию зрителей они к себе приковывали.
Сегодня все очевиднее становится необходимость массовой песенной пропаганды. Советскую песню в лучших ее образцах -- патриотическую, лирическую, эстрадную, строевую -- принято считать своеобразной формулой общественного настроения. Она воздействует на эмоциональное состояние человеческой души, формирует музыкальный вкус, общественную позицию. Справедливо утверждение, что любовь к Отечеству немыслима без любви к родной песне.
Когда мы говорим о музыкальном искусстве, то конечно же подразумеваем не только его сугубо утилитарную роль, но и как важное средство формирования здорового эстетического вкуса. При тотальном наступлении так называемой массовой культуры в самом беззащитном положении перед ней оказалась молодежь, разумеется, армейская в том числе. И с этим нельзя не считаться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11