Рефераты. Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Рассмотрим, какие основные функции должны реализовываться средствами массовой коммуникации в обществе для обеспечения его нормального функционирования и развития в целом.

Одной из важнейших таких функции является обеспечение социального контроля в обществе. Осуществляется это посредством публичного информирования о деятельности различных социальных субъектов, органов власти и управления, экономических структур, происходящих важнейших событиях в общественно-политической, социально-экономической и в других сферах жизни общества. СМИ проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах. Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение, роль которого в демократическом государстве достаточно высока, особенно в преддверии выборных кампаний. Средства массовой коммуникации, предоставляя доступ к использованию своих возможностей для различных социальных субъектов, в том числе оппозиции, осуществляют критику социально значимых действий различных государственных и общественных структур, формируют общественное мнение и тем самым реализуют функцию социального контроля в обществе. На основании сведений в средствах массовой коммуникации могут создаваться парламентские и общественные комиссии, даваться государственными инстанциями поручения различным государственным органам, по опубликованным фактам заводятся уголовные дела.

Телевидение как мезофактор социализации.

Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

Основные факторы социализации объединяются в три группы:

1 Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

2 Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, город, село, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, ТВ, кино и др.);

3 Микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - профессиональные, общественные и др.).

 Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является   не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации -- читатели одной га-зеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», Радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительно «раз-множающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и га-зеты, «приход» видео в семью и т. п. позволяет рассмат-ривать СМК как микрофактор социализации.

 Но два обстоятельства позволяют считать, что, по крайней мере, сегодня и в ближайшем будущем, СМК являются, главным образом, мезофактором социализа-ции. Первое то, что общероссийские СМК имеют специ-фические аудитории, ибо те или иные из них предпочи-тают читать, слушать, смотреть определенные половоз-растные и социально-культурные группы населения. Второе то, что, во всяком случае, в настоящее время в каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых так или иначе вклю-чают в себя большую часть населения, а местные газе-ты обогнали по числу подписчиков центральные. О том же косвенно свидетельствуют и материалы мас-сового опроса, показывающие снижение общего уровня неизбирательного потребления информации. Телесмотре-ние, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют, в первую очередь, обстоя-тельства ее повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по ко-торым идет соответствующая информация.

 СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи пере-дачах. Причем, видны явные половозрастные разли-чия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщи-ны --   телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12--13 лет подростки и молодежь предпочитают     рок-музыку,     спортивные     и развлекательные   программы.     В   целом  среди передач телевидения 72%   аудитории проявляет интерес к новостям,    63% -- сериалам,    39% --к   эстраде,   33% --лоте-реям  и  викторинам,     29%--к   криминальной    хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают -- 36%), историческая литература (24 %),    приключенческая      (20%),     любовные истории (19%).

  Говоря о влиянии на человека средств массовой ком-муникации, надо в первую очередь отметить их информационную и     просветительскую     роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до  границ планеты», но приобретаются весьма разно- образные, противоречивые, несистематизированные све-дения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

   Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что  средства массовой коммуникации фактически представляют  собой   систему   неформального образования,   просвещения различных слоев населения. Как источник ин- формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

   Большую роль играют СМК в развитии чело-века. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуника-ции вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оску-дение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посто-ронним знакам», в результате чего люди будут «казать-ся многознающими, оставаясь в большинстве невеж-дами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

 Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на раз-витие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследо-вания, проводимые во Франции, показали, что телесмот-рение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

 Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словар-ного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушате-ля, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъ-ектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального разви-тия. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо  не   пропущена    через фильтр    интеллекта  взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

  В принципе влияние СМК на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого по-тока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них -- к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает аме-риканский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями мас-совых коммуникаций, которые согласуются с уже имею-щимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного на-строя. Если же они и входят в соприкосновение с чуж-дыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

 СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценност-ных ориентации личности.

 Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, услови-ями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, теле- видение показывают самые различные нормы и стандар-ты жизни. И большие группы, и конкретные люди дале-ко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активно-сти), так и к негативным (активность может, приобре-тать антисоциальный характер).

  СМК выполняют и рекреативную роль, по-скольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК.   Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и диском-форту). Эти ребята могут, увеличив потребление про-дукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от непри-ятностей, заглушить или рассеять эмоциональную не-удовлетворенность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.