МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
ФАКУЛЬТЕТ: НАЧАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КУРС 5
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
Студента: Фаткуллина Камиля Фаритовича
Тема: Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
Научный руководитель: профессор, доктор педагогических наук Янгирова В. М.
УФА - 2004
Оглавление
Введение
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема.
1.1. Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей.
1.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей.
1.3. Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
2.1. СМК на современном этапе
развития общества. Понятие, функции.
2.2. Роль телевидения как средства формирования
духовно-нравственных ценностей младших школьников.
2.3. Взаимодействие современной школы и
современного телевидения
Выводы по 2 главе.
Глава 3. Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия телевидения на духовно-нравственное развитие учеников младшей школы.
3.1. Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших школьников.
3.2. Формирующий эксперимент - формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению.
3.3. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей.
Выводы по 3 главе.
Заключение.
Библиография.
Глоссарий.
Приложение.
Реферат к диплому
Тема: «Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников».
Автор работы - Фаткуллин Камиль Фаритович.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, Янгирова Венера Магасумовна.
Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Бесспорное влияние телевидения на развитие человека доказано, но всесторонне не изучено.
Цель исследования - изучить влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей детей начальной школы.
Задачи
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе.
3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.
Результаты исследования - для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимо в работе педагога учитывать все дидактически возможности телевидения и использовать распространенность этого вида СМК в своей педагогической стратегии.
Теоретическая новизна и практическая значимость: систематизирована теория вопроса, составлена программа опытно-экспериментальной работы, предложены методические рекомендации на основе результатов исследования.
Рекомендации: использовать все возможности современного телевидения для формирования духовно-нравственных ценностей - включить внешкольную информацию в систему формируемых в школе знаний, использовать эти знания при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ. Сформировать умение интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу; находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них и др.
Введение.
Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общетва придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Учитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности СМК в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Цель работы - изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Объектом изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.
Предметом - влияние телевидения на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Задачи.
2. Выявить влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей и описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе
Гипотеза - эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности современного телевидения.
Теоретико-методологическими основами исследования являются научная литература по психологии и педагогике, педагогические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, межвузовские сборники научных трудов по проблеме духовно-нравственного воспитания.
Методы исследования.
Анализ литературы по теме исследования.
Мониторинг сетки вещания современных телекомпаний.
Проведения и анализ анкетирования.
Беседы с младшими школьниками, их родителями и учителями.
Этапы исследования
1 этап - анализ литературы по теме исследования.
2 этап - Разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.
3 этап - Анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.
Теоретическая и практическая значимость выделен понятийный аппарат теоретической части работы, проведено исследование, по итогам которого написаны методические рекомендации.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, глоссария, библиографии и приложения. Объем работы 110 страниц печатного текста, приложение - 37 страниц. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается проблема, ставятся цель и задачи, выбраны объект и предмет исследования.
В первой главе «Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема» изложены теоретические подходы к пониманию проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Во второй главе - «Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей» рассмотрены СМК на современном этапе развития общества и их взаимодействие с современной школой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16