У учащихся развиваются и воспитываются такие необходимые качества специалистов, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творческий подход к делу.
В итоге ролевая игра ускоряет адаптацию молодых специалистов на производстве, что позволяет выпускать специалистов, способных сразу после окончания училища активно, со знанием дела, творчески включаться в производственный процесс.
Игра способствует также повышению квалификации преподавателей которые автоматически включаются в процесс игры.
Ролевые игры позволят проводить целевую подготовку (переподготовку) специалистов для данной отрасли или конкретного предприятия, например, с целью усиления его работы, внедрения новой технологии при изменении профиля производства.
Во время ролевой игры все участники должны проявлять заинтересованность в повышении результативности своей деятельности. В частности, во время обсуждения работы должно быть больше доброжелательной критики и самокритики, разных мнений и предложений, дискуссий, направленных на улучшение деятельности и повышение эффективности своего труда и труда своих коллег.
Важен в игре эмоциональный настрой учащихся. Поэтому во время игры должно быть больше состязательности, разумного упрямства ради дела, переживаний за свою работу, самолюбия и гордости.
В целом ролевые игры с учащимися в условиях реального производственного процесса являются эффективной формой практической подготовки будущих специалистов, служат объективной и достоверной оценкой степени профессиональной подготовленности учащихся и одновременно генеральной репетицией выпускников перед их самостоятельной трудовой деятельностью.
1. Прежде чем описать замысел игры, мы определяем связь учебного материала с ситуацией игры. А игры могут быть различными по классификации:
- территориальными - настольные и происходящие на определённом месте;
- по уровню сложности, учитывая возраст учащихся;
- по целевому признаку, т.е. игроки, достигают цели, объявляется результат,
- игра с продолжением (из урока в урок),
- нон-стоп (игра без остановки, а продолжение игры начинается с того места, где она закончилась) и т.д.
В своей работе мы использовали следующие формы уроков по организации ролевой игры (схема 2).
Схема 2. Формы ролевой игры
Идея игры заключается или в изучении нового материала, или проигрывании ситуации в качестве закрепления материала. Например, тема «Суд над Интернетом» которую проводили в ПУ-31 группа №22. На уроке необходимо написать - план, отразив в нём вид правовых аспектов, роль интернета в жизни современного человека, решить вопрос положительной и отрицательной стороны интернета и т.д. (приложение 1).
На следующем этапе учащиеся очень хорошо ориентируются в возможностях, способностях и талантах друг друга, если им понятна будет ролевая функция, т.е. что требуется от каждой роли.
На следующем этапе в качестве помощи может быть учебник, определённая литература или подготовленный учителем материал о создании документа, его содержании, оформлении. Представитель каждой роли знакомится с инструкцией своей деятельности и представлением конечного результата.
Определяются место действия, временные рамки и др. необходимые атрибуты. Разрабатывают сценарий предстоящего действия, игровой ситуации.
Далее они должны наполнить содержанием каждую роль. Здесь практически выполняют задания по созданию документа, подготавливают место действия. Проговаривают текст и ситуации. Определяют действия своих героев и т.д.
И конечный пункт, где представляются и оцениваются результаты каждой роли. Здесь учащиеся инсценируют рассказ с новым содержанием. Представитель каждой роли имеет возможность самовыразиться, раскрыть свои способности, талант. В игре ученик может раскрыть те качества, которые в реальной жизни он будет скрывать, чувствуя себя некомфортно. Так же рассматриваются различные ситуации, порой импровизации. Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения. В ходе игры развиваются остроумие, возможность развить свой ум, воображение. Наблюдая друг за другом, слушая ролевую речь и результат учебного материала, учащиеся способны оценить каждого, критически выразить свои замечания и определить, выполнены ли поставленные перед ними задачи, и что ещё необходимо доработать или изучить дополнительно учебный материал.
Влияние технологии ролевой игры на результат обучения и психологическое развитие:
· Увеличение познавательной активности, т.к. все учащиеся активны во время ролевой игры, нет пассивных.
· Повышение качества успеваемости.
· Расширение содержания самооценки учащихся за счёт того, что они могут говорить о своей роли.
· Развитие мышления, внимания и памяти.
Теоретический материал проигрывается через действие. Традиционная форма - знания, а нестандартные (игры) - знание через действие.
Психологические особенности учащихся
Возраст от 15 до 18 лет в современной периодизации принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие в раннем юношеском возрасте характеризуется гармонизацией, в отличие от подросткового, основной чертой которого была неравномерность или гетерохронность.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я». Формирующим видом деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему при нормальной линии развития старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. С одной стороны, это придает данному возрасту романтизм, с другой стороны, может порождать опасения, касающиеся собственной реализации в будущем.
Юность - пора становления мировоззрения. Можно сказать, что для этого созрели все предпосылки: и сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, и достигнута психологическая эмансипация, и приближается социальная зрелость.
Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается и с построением планов на будущее. Происходит экспериментирование - активный поиск себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние «Я». Повышается сензитивность к внешней оценке своей внешности и своих способностей. Хотя способы выражения эмоций расширились и стали более контролируемыми. При переходе к юности улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо межличностное общение со сверстниками, но, если у подростков оно носило поверхностный и экстенсивный характер («чем шире сфера общения, тем лучше»), то теперь оно приобрело более интенсивный, глубинный характер. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе «Я». Поиски друга, любви могут придавать немало волнений и переживаний этому возрасту.
Происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми, на которые влияют образовательный уровень родителей, характер отношений в семье, стиль отношений юноши и родителей. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Данные психологические особенности и ведущие потребности раннего юношеского возраста учитывались при проведении основ здорового образа жизни для учащихся. Нами была проведена ролевая игра по теме: «Табакокурение» в ПЛ-96 группа №63.
Цель уроков:
· выработать у подростков негативное отношение к курению.
Задача:
· информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости
· выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению
· научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий.
Раздается ролевая игра «Как отказаться от предложенной сигареты?». Учащиеся работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в данной ситуации (отказаться от предложенной сигареты), используя все средства общения. Каждая группа предлагает свои варианты ответа.
Затем ведущий приглашает учащихся разыграть сцену отказа от курения. Остальные ребята смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа. Подводятся итоги занятия. Таким образом, видим, что ролевая игра будет влиять на профилактику табакокурения.
2.2 Методика исследования влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся
Цель исследования:
Изучить мнение опрошенных о влиянии ролевых игр на психологическое развитие как метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения среди подростков, воспитание нравственной личности.
Задачи исследования:
1) Определить влияние ролевых игр на психологическое развитие подростков.
2) Выявить возможности ролевых игр как здорового досуга молодежи.
3) Выявить, каким образом ролевые игры способны повысить у молодежи адаптационные способности, развить личностные качества.
4) Изучить аспекты ролевых игр, способствующие профилактике асоциального поведения среди молодежи.
Выборка: В исследовании приняло участие 100 учащихся ПЛ-96 и ПУ-31 г. Егорьевск.
Методы исследования:
В исследовании будет применяться метод анализа документов, он позволяет получить первоначальную информацию, необходимую для исследования; теоретическая интерпретация и сравнительный анализ различных источников позволяют исследователю обнаружить и сформулировать закономерности возникновения новых социальных явлений. А использование личных документов может сыграть значительную роль в социально-психологических и педагогических исследованиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10