Рефераты. Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся

Диаграмма 1. Сильное эмоциональное состояние, испытанное влиянием ролевой игры

Из данных таблицы 12 и диаграммы 1, мы видим, что в ответе «свой вариант» респонденты указали такие эмоциональные состояния, как счастье (5,71%), и столько же респондентов отметили, что испытывали все указанные состояния. Наибольшее количество опрошенных указали, что наиболее сильным эмоциональным состоянием, которое они испытывали на ролевых играх, является дух победы (55%), «чувство свободы» (40%) и «единение» (28%). Для девушек также популярными ответами были: «страх» (36,67%) и «чувство смертельной опасности» (36,67%). А молодые люди чаще отмечали чувство долга (31,42%), единение (30%), чувство ответственности (21,43%). На основании ответов на данный вопрос, можно сказать, что ролевые игры способны развить чувство долга и ответственности, так как 46% ответивших отметили, что эти состояния тоже являются наиболее часто испытываемыми на ролевых играх.

Диаграмма 2. Мнение опрошенных относительно возможностей применения ролевых игр в профилактике и коррекции асоциальных форм поведения

На диаграмме 2 отображено мнение учащихся о том, способны ли ролевые игры влиять на психологическое развитие учащегося. Наибольшая часть респондентов считают, что могут влиять на психологическое развитие, это подтверждается тем, что на данный вопрос 91% респондентов ответили положительно; а отрицательно на этот вопрос ответили лишь 9% респондентов

Диаграмма 3

Из данных диаграммы 3, видим, что мнение учащихся о том, способны ли ролевые игры влиять на мировосприятие учащихся разделилось; наибольшая часть респондентов считают, что могут, это подтверждается тем, что на данный вопрос 57% респондентов ответили положительно; а отрицательно 43% респондентов.

Распределение мнений респондентов о том, могут ли ролевые игры способствовать профилактике таких негативных явлений в молодежной среде как алкоголизм, наркомания т. п., отражено в диаграмме 4.

Диаграмма 4

Из данных диаграммы, видим, что 64% учащихся считают, что ролевая игра будет влиять на профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, 25% отвечают, что скорее да - чем нет. И только 11% опрошенных ответили - нет.

Итак, мы рассмотрели особенности ролевой игры как педагогической деятельности, выяснив, что применение в педагогической практике ролевых игр дает большие преимущества в плане положительного влияния на личность. Самое большое педагогическое воздействие на личность оказывает именно само «ощущение игры», сочетание повседневной и сказочно-исторической, фантастической моделируемой реальности. Обогащение человека знаниями о нем самом, о процессах, в которых он, быть может, сам того не сознавая, участвует в повседневной жизни, взгляд как бы со стороны на структуру взаимосвязей и проблемы общества, взгляд неявный, проявляющийся исподволь, ненасильственно и самостоятельно - вот та педагогическая суть, которую изначально несет в себе ролевая игра, суть, свойственная ей, и мало возможная где-либо, кроме нее.

Что же касается образовательного смысла ролевых игр и игровых методов, то с нашей точки зрения, игровые методы применимы практически в любом обучении. И в первую очередь, игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». То есть таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия.

Игровые методы необходимы в рамках воспитательной работы. Они дают возможность педагогу работать с такой важной составляющей личности ученика как активность. Игровые методы сами предоставляют материал для организационной и управленческой практики учащихся. И, в отличие от других профессиональных областей практики, включение в работу по проведению игры является посильной задачей для учащихся.

Но кроме несомненной педагогической и социальной пользы не исключается также и возможность негативного влияния ролевых игр. Это происходит тогда, когда к проведению ролевых игр подходят по-дилетантски, не осознавая или не желая осознавать силы их воздействия на психику играющего и ответственности организатора игры в связи с этим, или же тогда, когда игра используется как полигон для безответственных и нечистоплотных опытов и махинаций над играющими.

Но в руках профессионалов - педагогов, социологов, психологов - ролевая игра несомненно станет незаменимым инструментом для развития гармоничной, гуманной, здоровой, активной и дееспособной в сложном современном мире личности.

Заключение

Исследование проблемы использования ролевых игр на уроках показало, что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении. В истории становления и развития образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр.

К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности учащегося, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода учащегося от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения основам здорового образа жизни нет системы применения игр. Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.

К настоящему времени не решен вопрос статуса игры: идет спор - относить ли ее к формам или методам обучения. Мы определили для себя и придерживаемся мнения, что игра - это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником знаний может быть слово (словесные методы), наглядность (наглядные методы), практические действия, преимущественно моделирование жизненных ситуаций (практические методы).

Игры вводят учащегося в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития учащихся.

Высказанные выше положения являются результатом анализа нашего опытно-экспериментального обучения.

Выводы

Как показал анализ литературных источников о применении игр в учебном процессе; игра - является средством занимательности обучения и получила широкое признание.

В настоящее время достаточно серьёзно обоснована дидактическая и психологическая значимость игр, однако в современной теории и практике, где так же уделяется внимание игре проблема по-прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным описанием содержания игр и подробная методика их использования в учебном процессе.

Хотя традиционными методами обучения и преподавания - такими как лекции, чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа - можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология, экономика, политика, менеджмент, география - все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцент на условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение.

Рассмотрев особенности ролевой игры, как педагогической деятельности мы выяснили, что применение в педагогической практике игр дает большие преимущества в плане положительного влияния на личность.

Образовательный смысл ролевых игр и игровых методов, с нашей точки зрения, то они применимы практически в любом обучения и необходимы в первую очередь необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую».

Игровые методы дают возможность педагогу работать с такой важной составляющей личности ученика как активность.

Но кроме несомненной педагогической и социальной пользы не исключается также и возможность негативного влияния ролевых игр. Это происходит тогда, когда к проведению ролевых игр подходят по-дилетантски, не осознавая или не желая осознавать силы их воздействия на психику играющего и ответственности организатора игры.

Гипотеза, высказанная в начале нашего исследования, подтвердилась.

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук). - Ярославль: Академия развития, 2004, -231 с.

2. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 68 с.

3. Воронкова Л.В. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.

4. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. - М.: Лада, ЭТРОЛ, 2005. - 192 с.

5. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Ролевые и деловые игры. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН». - 2003. - 85 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2007. -271 с.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - СПб.: Каро, 2001. -327 с.

8. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы. - М.: Речь, 2004. -144 с.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 2006. -319 с.

10. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М.: Наука, 2005. - 218 с.

11. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы психологии. - М.: Мир, 1997. - №4. -93 с.

12. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2006. -382 с.

13. Игра. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: высшая школа, 2003, т. 1. -632 с.

14. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2004. -382 с.

15. Киппер, Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 2000. 214 c.

16. Кулапов М.Н. Практикум: ролевые и деловые игры. - М.: Экзамен, 2003.-126 с.

17. Люшер Макс. Сигналы личности, ролевые игры и их мотивы. Воронеж, НПО МОДЭК, 1995. 176 с.

18. Ментс, Морри ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр = The Effective use of Role-play: Теория и практика ролевых игр. Психодрама, социодрама. Интерактив. ролевые игры На тит. л. в вых. дан.: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск 207 с.

19. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках. - М.: Мир, №9. - 2004. - 193 с.

20. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 2005. -372 с.

21. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М.: Просвещение, 2001. -382 с.

22. Турнер, Дэвид Ролевые игры: Практ. руководство, СПб. [и др.] Питер 2002 - 352 с.

23. Прокшина Л.Р., Роль игры в современном российском обществе: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11, Уфа 2006, 133 с.

24. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Новые государственные стандарты школьного образования. - М.: Астрель, 2004. - 446 с.

25. Федоров, И.А. Ролевые и деловые игры как активная форма пропагандистской работы [Метод. Рекомендации, Киев О-во «Знание» УССР 1988, 14 с.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2006. -226 с.

27. Юрова, Людмила Станиславовна, Учебная ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.07, Санкт-Петербург 2003, - 18 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.