Рефераты. Влияние полоролевых стереотипов на ценностные выборы подростков в аспекте здоровьесбережения

В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.

Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины, отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка».[16]

Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома немного больше чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха.[43]

У домохозяек так же существует множество проблем. Большинство из них не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью.[32]

Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жизни заслуживает то, что получает и получает, то, что заслуживает. Нам необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно себя вести.[34] Эта концепция «такова жизнь», по выражению социального психолога М. ДЖ. Лернер, часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное социально неравенство. Эта концепция так же приводит к возникновению негативных стереотипов, когда женщины рассматриваются как «слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы, которую мы эксплуатируем, так что бы эту эксплуатацию можно было рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией. Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что «все в порядке, просто жизнь такова» и не надо ничего менять. [22]

На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований, касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей. [36]

Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор - это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности). [37]

Норма успешности (статус) - гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, насколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье - исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. [38]

Компенсация чувства несостоятельности, в профессиональной и экономической сферах - называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является твёрдость (жёсткость).

Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной.

Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму. Самооценка мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится.

Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень часто имеют заниженную самооценку и низкий социоэкономический статус, лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия над женщинами - это компенсаторная мужественность.[40]

Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он.

Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной, обедняет его отношения с детьми и другими людьми. Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.

Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя - это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет.

Существует предположение, что страх женственности (фемифобия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.

Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс. Мужчинам очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности.

Более общую идею выдвинул О'Нил в 1990 году, который говорил о гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того, что они не стараются соответствовать роли.

Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях с близкими, - все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.Подросток, принимая эти роли, обрекает себя на зависимость от стереотипов, которые помешают ему в дальнейшем строить отношения.

Таким образом, теоретические исследования позволили выдвинуть следующие положения:

1. Процесс полового созревания - это процесс перестройки гормональной регуляции, физического развития и психической сферы подростка. Немаловажными в этот период являются психические новообразования подростка, такие как желание самоутвердится, поиск своего Я, стремление к самостоятельности, что, как правило, ведет к нарушению доверительных детско - родительских отношений, половой неразборчивости подростков, служащей для него показателем собственной взрослости.

2. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Таким образом, от родителей в наибольшей степени зависит формирование представлений у подростков о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

Исходя из этого, от родителей требуется организация грамотно построенного полового воспитания.Залогом успеха такого полового воспитания станет такая обстановка в семье, когда ребенок сможет свободно задавать интересующие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию.

3. Чтобы стать мужчиной или женщиной подросток должен не только обладать физиологическим особенностями того или иного пола, но и осознавать свою половую принадлежность, а также он должен усвоить соответствующую роль.

Наиболее проблемным этот вопрос является для мальчиков, ведь если у девочки и имеются маскулинные черты, то общество относится к этому с пониманием, однако, если феминные черты проявляет мальчик, то окружающие люди воспринимают это уже как определенное нарушение в психической сфере подростка. Именно поэтому мальчики стремятся демонстрировать маскулинные черты, порой доходя до агрессии по отношению к окружающим его людям.

Глава 2. Исследование влияния полоролевых стереотипов на ценностные выборы подростков.

Для подтверждения теоретических положений нами были проведены исследования. В них приняли участие 16 девушек и 12 юноше. База исследования - школа № 137.Исследование проводилось в 2 этапа.

На констатирующем этапе выявлялись полоролевые стереотипы подростков. Для их изучения была разработана анкета, включающая в себя 12 вопросов. Содержание анкеты представляло собой ряд утверждений, с которыми респонденту предлагалось согласиться или не согласиться. Утверждения представленные в анкете охватывают основные полоролевые стереотипы присущие данному возрасту.

Анализ результатов анкетирования исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений подростков о роли мужчин и женщин в социуме: 75% девушек и 83% считают, что решения в семье должен принимать мужчина. Этот выбор говорит о том, что девушки охотно подчиняются юношам, в связи с тем, что принимают такой стереотип как: неоспоримый статус мужчины, согласно которому мужчина занимает более высокое положение и в профессиональном плане и в семейной жизни.

93,8% девушек и 83% юношей находят объективным такое утверждение как: «Настоящие мужчины не плачут». 87,5% девушек и 75% юношей поддерживают мнение, что открытое проявление эмоций более необходимо мужчинам, чем женщинам. 93,8%девушек и 66,6% юношей считают, что мужчина, который активно демонстрирует свои эмоции, вызывает отторжение у окружающих. Эти показатели соответствуют такому стереотипу, как стереотип эмоциональной твердости мужчины.

6,25% девушек и 91,6% юношей считают, что у мужчин всегда больше практических идей, чем у женщин. И если по данному вопросу расхождение велико, то с утверждением, что все финансовые вопросы в семье должен решать мужчина, согласны и 75% девушек и 75% юношей. Данные показатели характеризуют такой стереотип как норма умственной твердости, согласно которому мужчина должен нести ответственность за материальное обеспечение семьи, а также принимать жизненно важные решения не только за себя, но и за своих близких.

62,5% девушек и 66,6% юношей согласны с тем, что вязание, уборка и готовка - женские занятия и мужчины не должны иметь с ними ничего общего. 43,8% девушек и 66,6% юношей считают, что даже женщина работает, то она все равно должна заниматься всеми домашними делами. 75% девушек и 91,6 % юношей считают, что слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом. 75% девушек и 91,6% юношей находят уместным такое утверждение как: настоящая женщина сама справляется со всеми домашними обязанностями и не обращается за помощью к мужу. Данные утверждения соответствуют стереотипу: работа женщины быть хранительницей домашнего очага.

12,5 % девушек и 83% юношей считают адекватным утверждение о том, что высокие должности на работе созданы не для женщин. Это в полной мере характеризуют такой стереотип как: женщины менее ценные работники чем мужчины.

Таким образом, в настоящее время, у подростков существует большое количество половых мифов и стереотипов, согласно которым они стараются строить свои взаимоотношения с противоположным полом. Так, например, девочки полностью отказывают мальчикам в возможности проявлять свои феминные качества, а мальчики рассматривают девочек в качестве покорных домашних хозяек, приносящих в дом уют и не имеющих практически никаких проблем. Отмечено также, что большинство девочек согласно на роль, которую им предлагают мальчики, а для юношей они готовят роль отца семейства, занимающегося финансовыми вопросами.

Рис.1 Основные полоролевые стереотипы подростков.

Подобное положение вещей не могло не влиять на ценностные выборы подростков. Согласно своим представлениям, что должен делать «настоящий» мужчина, что должна делать «настоящая» женщина, подростки неосознанно строят свою жизнь.

Об этом свидетельствуют результаты методики Рокича:

Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой терминальной и инструментальной ценности, а затем полученные средние арифметические были проранжированы.

Ковалев С. В. предлагает своеобразную интерпретацию результатов ранжирования ценностей. Их можно перевести в своеобразный ценностно-ориентационный портрет по следующей схеме:

"Главное в моей жизни - 1 и 2, если, конечно, будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя это и не самое главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако, это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18 ничего не стоят. Делать из этого цель своего существования просто недостойно".[44]

Согласно данному утверждению были проранжированы ценностные выборы подростков:

Терминальные ценности в начале эксперимента.

Главное в моей жизни.

На первое место и юноши (ср.ар. = 1) и девушки (ср.ар. = 1,6) ставят здоровье. Исходя из представленных выше данных, можно сделать вывод, что подростки оценивают понятие здоровья в довольно узком плане, так как здоровье включает в себя не только заботу о своем физическом состоянии, оно также предполагает наличие психического и социального благополучия.

На второе место девушки ставят материально обеспеченную жизнь (ср.ар. = 2,3), что говорит о том, что девушки расценивают финансовое положение как способ решения всех жизненных проблем. У юношей на второе место выходит наличие хороших и верных друзей (ср.ар. = 3,3). В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. У юношей возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Таким образом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как наличие хороших друзей.

Хорошо если будут.

Третье место девушки отдают интересной работе (ср.ар. = 3). Однако материально обеспеченная жизнь и интересная работа не всегда совместимы. Юноши ставят на третье место любовь (ср.ар. = 3,6).

Четвертое место у девушек занимает наличие хороших и верных друзей (ср.ар. = 5,7), а у юношей - материально обеспеченная жизнь (ср.ар. = 4,4).

Украшают мою жизнь.

Пятое место у девушек занимает уверенность в себе (ср.ар. = 8), а юношей - развитие (ср.ар. = 6,6).

Шестое место у девушек (ср.ар. = 8,5) и у юношей (ср.ар. = 8) занимает активная деятельная жизнь.

Не самое главное.

На седьмое место и девушки (ср.ар. = 8,9) и юноши (ср.ар. = 8,3) ставят жизненную мудрость.

Было бы очень желательно, однако, это не всем удается.

Восьмое место у девушек занимает свобода (ср.ар. = 9,4), а у юношей - интересная работа (ср.ар. = 8,8).

Девятое место у девушек - общественное признание (ср.ар. = 9,8), а у юношей - продуктивная жизнь (ср.ар. = 10,6).

Десятое место у девушек - продуктивная жизнь (ср.ар. = 10,1), а у юношей - свобода (ср.ар. = 10,7).

Могут даже и не быть в моей жизни.

Одиннадцатое место у девушек - любовь (ср.ар. = 11,3), у юношей - счастливая семейная жизнь (ср.ар. = 10,8).

Двенадцатое место у девушек - счастливая семейная жизнь, а у юношей - познание (ср.ар. = 10,9).

Тринадцатое место у девушек (ср.ар. = 11,6) и юношей (ср.ар. = 11,8)

- развлечения.

Четырнадцатое место у девушек - развитие (ср.ар. = 11,8), а у юношей - общественное признание (ср.ар. = 11,9).

Пятнадцатое место у девушек - счастье других (ср.ар. = 12,6), а у юношей - уверенность в себе (ср.ар. = 12,5).

Шестнадцатое место у девушек - красота природы и искусства (ср.ар. = 12,8), а у юношей - счастье других (ср.ар. = 13,8).

Делать из этого цель своего существования просто недостойно.

Семнадцатое место у девушек (ср.ар. = 14,1) и у юношей (ср.ар. = 14,7) - творчество.

Восемнадцатое место у девушек - познание (ср.ар. = 14,3), а у юношей - красота природы и искусства (ср.ар. = 16,1).

Таким образом, мы видим, что девушки больше нацелены на материальные блага, а любовь и счастливая семейная жизнь отходит для них на второй план. Юноши, хотя и признают любовь важной ценностью, не связывают ее со счастливой семейной жизнью. Она воспринимается ими как совершенно самостоятельная ценность.

.

Инструментальные ценности в начале проведения эксперимента.

Главное в моей жизни.

На первое место юноши ставят эффективность в делах (ср.ар. = 4,5), а девушки (ср.ар. = 6,2) - ответственность.

На второе место девушки ставят честность (ср.ар. = 6,3). У юношей на второе место выходит твердая воля (ср.ар. = 6,6).

Хорошо если будут.

Третье место девушки отдают образованности (ср.ар. =7,2). Юноши ставят на третье место ответственность (ср.ар. = 6,8).

Четвертое место у девушек занимает наличие терпимость (ср.ар. = 8,1), а у юношей - рационализм (ср.ар. = 7).

Украшают мою жизнь.

Пятое место у девушек занимает твердая воля (ср.ар. = 8,2), а юношей - непримиримость к недостаткам в себе и других (ср.ар. = 7,1).

Шестое место у девушек - жизнерадостность (ср.ар. = 8,3), а у юношей терпимость (ср.ар. = 7,3).

Не самое главное.

На седьмое место и девушки ставят независимость (ср.ар. = 8,4),а юноши - аккуратность (ср.ар. = 8,3) .

Было бы очень желательно, однако, это не всем удается.

Восьмое место у девушек занимает рационализм (ср.ар. = 8,6), а у юношей - образованность (ср.ар. = 9).

Девятое место у девушек - воспитанность (ср.ар. = 9), а у юношей - широта взглядов (ср.ар. = 9,3).

Десятое место у девушек - чуткость (ср.ар. = 9,5), а у юношей - воспитанность (ср.ар. = 10).

Могут даже и не быть в моей жизни.

Одиннадцатое место у девушек - эффективность в делах (ср.ар. = 9,7), у юношей - жизнерадостность (ср.ар. = 10,1).

Двенадцатое место у девушек и у юношей (ср.ар. = 10,4)- смелость в отстаиваниях своего мнения.

Тринадцатое место у девушек и у юношей (ср.ар. = 10,5) - исполнительность (ср.ар. = 10,5).

Четырнадцатое место у девушек - широта взглядов (ср.ар. = 10,8), а у юношей - независимость (ср.ар. = 10,6).

Пятнадцатое место у девушек(ср.ар. = 10,9) и у юношей (ср.ар. = 11) - самоконтроль, Шестнадцатое место у девушек - аккуратность (ср.ар. = 11,3), а у юношей - честность (ср.ар. = 11,6).

Делать из этого цель своего существования просто недостойно.

Семнадцатое место у девушек - непримиримость к недостаткам в себе и других (ср.ар. = 12,9), а у юношей - высокие запросы (ср.ар. = 12,9).

Восемнадцатое место у девушек - высокие запросы (ср.ар. = 16,1), а у юношей - чуткость (ср.ар. = 14,9).

Девушки делают выборы в сторону таких качеств как ответственность, честность, образованность и терпимость. Такие качества важны как в семейной жизни так и в профессиональной деятельности. Юноши же больше ориентируются на те качества, которые помогут в карьерном росте, а чуткость необходимая в семейной жизни вовсе относится ими на последнее место.

На формирующем этапе исследования с учащимися были проведены занятия по половому воспитанию, направленные на разрушение мифов касающихся представлений подростков о мужчинах и женщинах. Занятия проводились в соответствии с разработанной программой полового воспитания подростков. Программа оказала влияние на ценностные выборы подростков. Динамика изменений ценностных выборов была прослежена с помощью повторно проведенной методики Рокича.

Терминальные ценности в конце эксперимента.

Главное в моей жизни.

На первое место и юноши (ср.ар. = 4,1) и девушки (ср.ар. = 3) ставят здоровье.

На второе место девушки ставят счастливую семейную жизнь (ср.ар. = 6,2). У юношей на второе место выходит наличие хороших и верных друзей (ср.ар. = 6,4).

Хорошо если будут.

Третье место девушки отдают наличию хороших и верных друзей (ср.ар. = 6,3).. Юноши ставят на третье место творчество (ср.ар. = 6,8).

Четвертое место у девушек занимает любовь (ср.ар. = 7,1), а у юношей - материально обеспеченная жизнь (ср.ар. = 7,7).

Украшают мою жизнь.

Пятое место у девушек занимает активная деятельная жизнь (ср.ар. = 8,4), а юношей - любовь (ср.ар. = 7,8).

Шестое место у девушек - интересная работа (ср.ар. = 8,6 ) и у юношей (ср.ар. = 8,2).

Не самое главное.

На седьмое место и девушки ставят материально обеспеченную жизнь (ср.ар. = 8,7) и юноши ставят счастливую семейную жизнь(ср.ар. = 8,6) .

Было бы очень желательно, однако, это не всем удается.

Восьмое место у девушек занимает развитие (ср.ар. = 8,8), а у юношей - свобода (ср.ар. = 8,7).

Девятое место у девушек - продуктивная жизнь (ср.ар. = 8,9), а у юношей - жизненная мудрость (ср.ар. = 9).

Десятое место у девушек - творчество (ср.ар. = 9,2), а у юношей - активная деятельная жизнь (ср.ар. = 9,8).

Могут даже и не быть в моей жизни.

Одиннадцатое место у девушек - свобода (ср.ар. = 9,3), у юношей - продуктивная жизнь (ср.ар. = 10,3).

Двенадцатое место у девушек - познание (ср.ар. = 10), а у юношей - уверенность в себе (ср.ар. = 10,8).

Тринадцатое место у девушек - уверенность в себе (ср.ар. = 11,1) и юношей (ср.ар. = 11,6) - развитие.

Четырнадцатое место у девушек - развлечения (ср.ар. = 11,8), а у юношей - общественное признание (ср.ар. = 11,9).

Пятнадцатое место у девушек - познание (ср.ар. = 10), а у юношей -Шестнадцатое место у девушек - жизненная мудрость (ср.ар. = 12), а у юношей - общественное признание (ср.ар. = 12,7).

Делать из этого цель своего существования просто недостойно.

Семнадцатое место у девушек - красота природы и искусства (ср.ар. = 13,3) и у юношей (ср.ар. = 13,2) - развлечения.

Восемнадцатое место у девушек - счастье других (ср.ар. = 13,9), а у юношей - счастье других (ср.ар. = 15,5).

Любовь и семейное счастье и у юношей и у девушек занимают более высокие позиции, хотя материальные блага все еще высоко оцениваются ими. Здоровье также находится на первом месте, но все еще оценивается подростками как физическое благополучие.

Инструментальные ценности в конце проведения эксперимента.

Главное в моей жизни.

На первое место юноши (ср.ар. = 6,3) и девушки (ср.ар. = 6,6) ставят ответственность, -.

На второе место девушки ставят честность (ср.ар. = 7,7). У юношей на второе место выходит эффективность в делах (ср.ар. = 6,7).

Хорошо если будут.

Третье место девушки отдают чуткости (ср.ар. =8,5). Юноши ставят на третье место исполнительность (ср.ар. = 6,8).

Четвертое место у девушек занимает наличие терпимость (ср.ар. = 8,1), а у юношей - рационализм (ср.ар. = 7).

Украшают мою жизнь.

Пятое место у девушек занимает твердая воля (ср.ар. = 8,9), а юношей - независимость (ср.ар. = 6,9).

Шестое место у девушек - независимость (ср.ар. = 9,4), а у юношей чуткость (ср.ар. = 7,6).

Не самое главное.

На седьмое место и девушки ставят образованность (ср.ар. = 9,5),а юноши - жизнерадостность (ср.ар. = 7,7) .

Было бы очень желательно, однако, это не всем удается.

Восьмое место у девушек занимает рационализм (ср.ар. = 9,8), а у юношей - твердая воля (ср.ар. = 8,6).

Девятое место у девушек - аккуратность (ср.ар. = 9,), а у юношей - честность (ср.ар. = 8,7).

Десятое место у девушек - воспитанность (ср.ар. = 10), а у юношей - терпимость (ср.ар. = 8,9).

Могут даже и не быть в моей жизни.

Одиннадцатое место у девушек - самоконтроль (ср.ар. = 10,1), у юношей - широта взглядов (ср.ар. = 9,2).

Двенадцатое место у девушек - жизнерадостность (ср.ар. = 10,2), а у юношей (ср.ар. = 9,4)- смелость в отстаиваниях своего мнения.

Тринадцатое место у девушек - смелость в отстаиваниях своего мнения(ср.ар. = 10,9), а у юношей - аккуратность (ср.ар. = 9,6).

Четырнадцатое место у девушек - исполнительность (ср.ар. = 11), а у юношей - самоконтроль (ср.ар. = 9,9).

Пятнадцатое место у девушек - эффективность в делах (ср.ар. = 11,1) и у юношей (ср.ар. = 11,9) - воспитанность. Шестнадцатое место у девушек - широта взглядов (ср.ар. = 11,2), а у юношей - честность (ср.ар. = 11,6).

Делать из этого цель своего существования просто недостойно.

Семнадцатое место у девушек - высокие запросы (ср.ар. = 11,3), а у юношей - непримиримость к недостаткам в себе и других (ср.ар. = 14,9).

Восемнадцатое место у девушек - непримиримость к недостаткам в себе и других (ср.ар. = 15), а у юношей - высокие запросы (ср.ар. = 15,6).

Юноши по прежнему ставят на более высокие места качества необходимые в профессиональной деятельности, но в то же время качества необходимые для семейной самореализации по сравнению с прежними выборами занимают более высокие позиции.

Выводы

1. Пубертатный период является благоприятным возрастом для возникновения и проявления так называемых половых стереотипов. В сознании подростка формируется условная норма, которой он старается соответствовать, то есть неосознанно он впитывает в себя поступки родителей в той или иной ситуации и когда сталкивается с подобной ситуацией, старается применить полученные знания на практике. В этом возрасте происходит процесс усложнения измерений «маскулинности» и «феминности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д. Попытка соответствовать определенному типу качеств, которые подростками характеризуются упрощенно, как мужскими и женскими может привести к психологическому дискомфорту подростка, нарушению его социального и психического здоровья.

2. Проведенное исследование показало, что у подростков имеется большое количество сексуальных мифов и половых стереотипов, которые влияют на их ценностные выборы. Так более 50% юношей и девушек поддерживают такой стереотип, как стереотип эмоциональной твердости мужчины. Более 60% подростков согласны со стереотипом: женщина - хранительница домашнего очага. Девушки и юноши, примеривая на себя определенные социальные роли (отец семейства, примерная домохозяйка) в качестве наиболее значимых ценностей выделяют не любовь или семейное счастье, но материальный достаток и карьерный рост. Более того, чувства, которые считаются значимыми в данном возрасте, по шкале от 1 до 18 занимают нижние места.

3.В ходе исследования была разработана программа полового воспитания подростков направленная на коррекцию полоролевых стереотипов, выступающей способом поддержания социального здоровья подростков. Эффективность разработанной программы подтверждается следующей динамикой показателей, полученных в ходе проведения методики Рокича. Любовь и семейное счастье у девушек с одиннадцатого места переходят на четвертое и второе соответственно. У юношей счастливая семейная жизнь переходит с одиннадцатого на седьмое место. Здоровье и для девушек и для юношей занимает по - прежнему первое место, но подростки вкладывают в его понятие несколько иной смысл. Если до проведения программы полового воспитания здоровье воспринималось ими как физическое благополучие, то после проведения программы подростки в большей степени стали связывать здоровье с социальным благополучием.

Заключение.

Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а так же психосексуальных установок и ориентации (интерес к противоположному полу).

Половое созревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней сомневаться, но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и «феминности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д.

В сознании подростка формируется условная норма, которой он старается соответствовать, то есть неосознанно он впитывает в себя поступки родителей в той или иной ситуации и когда сталкивается с подобной ситуацией, старается применить полученные знания на практике.

Подобное положение вещей не могло не влиять на ценностные выборы подростков. Проведенная методика Рокича показала, что таким ценностям как любовь, семейные взаимоотношения подростки предпочитают материальный достаток, семейную обеспеченность.

С целью скорректировать подобные представления с подростками были проведены занятия по половому воспитанию, которые, как показала повторно проведенная методика, способствовала разрушению некоторых подростковых сексуальных мифов.

Таким образом, можно считать доказанным предположение о том, что с подростками необходимо проводит систематическую работу, направленную на коррекцию их представлений о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Одним из путей такой работы может стать грамотно построенное половое воспитание.

Список использованной литературы

1. Берн Э. Секс в человеческой жизни. - М., 1990. - 113с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.