Рефераты. Стили семейного воспитания

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое наказание;

-отсутствие общения с родителями;

-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

-общение с ребёнком на повышенных тонах.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Условные обозначения:

- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

- низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика “Неоконченные предложения”.

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

Методика проведения:

Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение 1).

Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).

Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.

Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:

“Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.

В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой любим гулять”.

Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.

В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”; Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.

По результатам нашего исследования нами были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:

-боязнь физического наказания;

-страх остаться дома одному;

-отсутствие родительской ласки;

-крики родителей за проступки.

Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) - наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.

Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № 1).

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.

Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.

У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализа-ция”. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

· детские отношения к родителям;

· знания родителей о воспитании ребенка;

· родительские отношения к детям.

Высокий уровень - характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень - характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Результаты обследований представлены в диаграмме 2.аграмма 2.

Условные обозначения:

- высокий уровень (9 детей)

- средний уровень (15 детей)

- низкий уровень (6 детей)

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских отношений

Цель коррекционной программы:

создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;

апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.

Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

ЭТАПЫ

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1.Пропедевтический этап.

Цель:

- снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;

повышение уверенности в собственных силах;

устранение отрицательных эмоций.

(одно занятие).

Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагоги- ческую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями. (три занятия).

Совместные детско-родительские занятия

Знакомство с родителями и детьми в круге:

Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию.

(“Комплименты”, “Волшебный клубок”).

1.Изучение психолого-педагогической 1.Проведение этических бесед на темы:

литературы: (Мухина “Шестилетний “Семейные праздники”, “Как быть вежливым”).

2.Просмотр видеофильма: “Шестилетка, каков ты?” 2.Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности.

3.Родительское собрание на тему:

«Составление рассказов о семье»

“Мы и наши родители. Семейные

линии”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.