Рефераты. Стили семейного воспитания

4. Матери четвертого типа поведения характеризуют-ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти-воречивыми.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все тре-бования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может конт-ролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском отношении преобладает отвер-жение, игнорирование потребностей ребенка из-за по-груженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникно-вению чувства «выученной беспомощности», что впос-ледствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людь-ми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского (прежде всего мате-ринского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворе-ния базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в кон-тинууме «принятие -- отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адре-сованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает вы-ступать параметр воспитательного контроля[34,75].

А. Болдуин выделил два стиля практики родитель-ского воспитания -- демократический и контролирую-щий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребует-ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея-тельности ребенка; ограничением собственной субъектив-ности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные огра-ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинар-ных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выражен-ной способностью к лидерству, агрессивностью, стремле-нием контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались так-же хорошим физическим развитием, социальной актив-ностью, легкостью вступления в контакты со сверстни-ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспита-ния были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрес-сивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель-ность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия[34,129].

Д. Боумрин в цикле исследова-ний попытался преодолеть описательность предшествую-щих работ, вычленив совокупность детских черт, связан-ных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные -- с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружес-кие отношения со сверстниками, стремящиеся к исследо-ванию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие -- с преобладанием уныло-грустного на-строения, трудно устанавливающие контакты со сверст-никами, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые -- неуверенные в себе, с плохим самоконт-ролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситу-ациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролиру-ющие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение роди-тельских стандартов и норм.

Второй параметр -- родительские требования, побуж-дающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллекту-альной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на незави-симость и самостоятельность.

Третий параметр -- способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр -- эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отно-шение направлены на содействие физическому и духов-ному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родитель-ском отношении всех четырех измерений -- контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательнос-ти и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родите-ли последних оказались абсолютно неспособными к кон-тролю детского поведения в силу собственной эмоцио-нальной незрелости[34,142].

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используе-мых родителями. При этом адекватный контроль предпо-лагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

В. И. Гарбузов с соавторами [29,75] выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) -- не-приятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагиро-вания, сочетающиеся с жестким контролем, регламен-тацией всей жизни ребенка, с императивным навязыва-нием ему единственно «правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме -- реального отказа от ребенка, помеще-ния его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. В нашей практической работе подобное отношение мы отмечали у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроен-ности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недос-татком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выра-жается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, му-зыка, фигурное катание, технические и спортивные круж-ки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооцени-вают реальные психофизические особенности и ограни-чения ребенка.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) -- «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» -- культивирование внимания всех членов семьи на ребен-ке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Наиболее патогенным оказывается воздействие не-правильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода разви-тия -- потребности в автономии, уважении, самоопре-делении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития [41, 89].

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблаго-приятен для подростков с акцентуациями по неустойчи-вому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение -- побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического раз-вития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным конт-ролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешитель-ность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявля-ется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувст-во протеста против неуважения к его «Я», резко усили-вает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребен-ка, чрезмерное покровительство и обожание, резуль-тирующие непомерно высокий уровень притязаний под-ростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует форми-рованию психопатий истероидного круга.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потреб-ностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощуще-нии родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно мас-кируется преувеличенной заботой и вниманием, но вы-дает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцен-туациях ярче выступают реакций протеста и эмансипа-ции; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.