Рефераты. Способы формирования орфографической зоркости и создание системы орфографических упражнений для ее выработки

Таблица №2

Слова

Пропуск гласной на стыке приставки и корня (чел.)

Пропуск согласной на стыке приставки и корня (чел.)

Ошибочное удвоение согласной на стыке приставки и корня (чел.)

Пропуск или ошибочное употребление Ъ (чел.)

Приобрели

42

Поиграли

60

Рассвет

44

Отцвели

53

Пересказ

28

Расцвели

31

Подъезд

58

Подземный

4

Таблица №2

Слова

Правильно написали (чел.)

Правильно выделили суффиксы (чел.)

Смешение а, о в суффиксах (чел.)

Смешение е, и в суффиксах (чел.)

Смешение твердых и мягких согласных (чел.)

Ошибки на смешение ш, щ в суффиксая

Березовый

39

31

51

Вазочка

37

29

53

Зритель

28

22

62

Братец

41

24

49

Раздумывать

42

48

Чудовище

42

48

Зернышко

60

20

30

Лисенок

48

33

42

Таблица №3

Слова

Ошибки на ударный гласный

Ошибки на проверяемые ударные гласные

Смешение е, и

Ошибки непроверяемые гласные

Неправильное употребление звонких и глухих согласных

Ошибки на удвоен. согласные

Увидел

37

Покраснел

42

Волна

56

Земляной

48

Забежал

46

Собака

39

Вопрос

43

Робкий

51

Морковь

56

Комиссия

52

Миллион

63

Из данных таблиц видно, что количество ошибок велико.

Этот контрольный срез был проведен в начале года среди четвертых классов СШ №11 г.Майкопа

класс

Кол-во учащихся

Оценки

Кол-во знаний учащихся в %

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

24

9

7

11

37,11

Экспериментальный

24

10

9

5

40,8

Качество знаний по орфографии очень низок(см.таблицы №4).

Затем в течение года в в4а классе проводилась работа по формированию орфографической зоркости.

В период обучения грамоте по систе-ма развивающего обучения нами была поставлена цель: научить детей сначала слуховой зоркости -- слуховому восприя-тию, а затем зрительной зоркости -- зри-тельному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу. В этот период необходимо вести систематичес-кую, целенаправленную работу по этой проблеме.

Далее вся работа с уче-никами была разбита на несколько этапов.

Первый этап -- выяснительно-организацонный.

Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в ра-ботах. установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

1. Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истин-ную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

«Экран» выглядит следующим образом:

№ п/п

Список детей

Орфограммы

2. Для каждого уче-ника был заведен «Дневник грамотности».

Как проводится анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?

Ошибки классифицируются по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить словарные сло-ва: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и приме-нять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.

Вот так выглядит «Дневник грамотности».

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в кото-рых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа разви-вает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфогра-фическое проговаривание; учащиеся долж-ны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «го-товность памяти».

Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практи-чески запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название пра-вила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внима-ние» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и про-чих ошибок, а затем их общее число перено-сится на первую страницу в «Дневник гра-мотности».

Надо помнить, что «Дневник грамотнос-ти» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

3. В рабочих тетрадях у слабоуспеваю-щих учеников пишутся слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущен-ную букву.

4. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

5. Разработка памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие зна-чения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; при-общение детей к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас

.На втором этапе -- методико-отборочном -- была поставлена задача: «С чего сле-дует начать работу по формированию ор-фографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.