2. Примеры написаны с пропусками, школьники должны самостоятельно вставить подходящие слова и объяснить употребление больших букв.
3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элемен-ты соревнования -- конкурс на лучший подбор таких примеров.
Конкурсы: за установленный срок (например, за 10 минут) составить словарик русских имен -- полных и уменьшительных, например: «Иван», «Ваня», «Ванюша», «Иванушка», «Ванечка» и т. п.
Жюри через установленное время проверяет выполнение и определяет по-бедителя.
Подобным же образом проводится конкурс на знание городов СССР, горо-дов мира, рек, морей и т. д.
Конкурс на подбор слов-омонимов, где было бы название, пишущееся с большой буквы, например:город Остров (Псковской области) -- остров в море город Красный Холм (Калининской области) -- красный холм (глина) город Клин (Московской области) -- журавли летят клином. И т. д.
Звонкие и глухие согласные
Пословицы и поговорки:
1. В зимний холод всякий молод.
2. Кошке игрушки, да мышке слёзки.
3. Каков рыбак, такова и рыбка.
4. Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.
.5. Нос вытащил -- хвост увяз, хвост вытащил -- нос увяз.
6. Береги нос в сильный мороз.
Загадки:
1. Едет воз без колёс, колеи не оставляет. (Лодка.)
2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)
3. Полосатое ядро, кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки, в виде завитушки. (Арбуз.)
4. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.),
5. Лежит меж грядок зелен да гладок. (Огурец.)
6. Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка.)
7. Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом.
Шутка:
-- Здравствуй! -- Еж сказал Чижу.
-- Здравствуй! -- Чиж сказал Ежу.
-- Где ты был, приятель Чиж?
-- Я, брат Еж, летал в Париж.
-- Это ложь! -- воскликнул Еж. Чиж ответил:: -- Ну и что ж...
(В. Л и ф ш и ц)
Метаграммы:
Со звонкой буквой на конце --
Сияет свежесть на лице.
С глухой -- по наковальне бьёт,
Подкову лошади куёт. (Молод -- малою.)-
Безударные гласные
, Иная похвала хуже брани.
Овце с волком плохо жить.
Свой сухарь лучше чужих пирогов.
Сказать легко -- сделать трудно.
Много слов, да мало дел.
Сидят вместе, а глядят врозь.
Не хвались травой, хвались сеном. ,
Говорит бело, а делает черно. ,
Волк для овец -- плохой пастух. ,
Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала.
Загадки (с безударными гласными):
1. Сидит дед-- во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
2. Два берёзовых коня По снегам несут меня.
5. Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза.)
6. Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)
7. Удивительное солнце: Из оконцев тех глядя»
В этом солнце сто оконцев. Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)
8. На сучке висят шары, посинели от жары. (Сливы.)
9. Иголки лежали, лежали да под стол убежали. (Еж.)
Конкурс:
1. Написать все названия месяцев (эти слова не проверяются).
Если в начальных классах изучается иностранный язык, сравнить названия месяцев в русском и изучаемом языках.
2. Написать все названия дней недели. Как образовались эти названия? Можно ли проверить их написание? («Вторник», «среда», «четверг», «пятница».)
Конкурс: кто быстрее и больше подберет родственных (проверочных) слов для проверки безударных гласных в корне слова:
Образец: гори -- горы, много гор. горка, горочка, горный, нагорный, предгорье, плоскогорье,пригорок.
Метаграмма:
С «у» я птицею бываю,
В поле в сумерки летаю.
С «и» в пруду меня найдёшь, На сазана я похож.
С «а» -- животное с рогами, На оленя похожу.
С «е» -- мешаю я трудиться
И старательно учиться,
До добра не довожу.
(Н. Найдёнова)
(Лунь -- линь -- лань -- лень.)
Задача-шутка:
На пути я вижу сорок Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
(И. С о к о л о в-М и к и т о в)
Слитно или раздельно?
Пословицы и поговорки («не» с глаголами):
1. Не кичись, а учись.
2. Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
3. Не пугай, зима: скоро весна!
4. Не барахтайся, грибок, полезай в кузовок.
5. Не светило, не горело, да вдруг припекло.
6. Не поднявшись на гору, не увидишь равнины.
7. Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Предлоги
1. У каждой пичужки свой голосок.
2. Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
3. При ясном солнышке и ягода краснеет.
4. От копеечной свечки Москва сгорела.
5. На чужих руках мозолей не видно.
6. За семь верст комара искали, а комар на носу.
7. В бочке мёду ложка дегтя. -
8. Без кота мышам праздник.
9. У ленивого Емели семь воскресений на неделе.
10. С лодырем поведёшься--горя наберёшься.
11. С глупым водиться--что в крапиву садиться.
1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
2. На поляне возле ёлок дом построен из иголок. (Муравейник.)
3. Что за коняшки -- на всех тельняшки? (Зебры.)
4. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)
5. В нашем доме под окошком Не поёт и не играет --
Есть горячая гармошка: Дом она обогревает. (Батарея.)
6. Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза.)
«Хитрые сочетания»
Задание: написать правильно, разобраться и объяснить значения и право-писание:
подождём под дождём вход в (узкий) ход
поднёс поднос под (самый) нос влез в лес
загорал за городом наступил на ступеньку
замкнул замок на замок замок совсем промок
Омофоны:
Лес--лез, занос--за нос, завой--за вой, сначала--с начала, г' ' на бег, население -- на селение, наклей -- на клей, пропасть -- про паст1. роз, забег--за бег, направо--на право, забор--за бор, насыпь--и т., например--на пример, программы--про граммы, сосна--со сна, I) груздь, (на) окошке--о кошке, зарой--за рой, вдали--в дали, н«|» род, запечь -- за печь.
Приставки
1. Растут -- зеленеют, упадут -- пожелтеют, полежат -- почернеют
2. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает. (Вертолет)
3. Когда он нужен -- его выбрасывают, когда не нужен --поднимают(Якорь)
4. Всех на свете обшивает, что сошьёт -- не надевает. (Иголка)
5. Домовитая хозяйка Похлопочет над щи
Пролетает над лужайкой. Тот поделится медком(Пчела)
3.3.Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся.
Анализ диктантов, проводимых по раз-ным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости де-тей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам.
Итоги контрольных диктантов, которые были проведены дало возможность выявить и ус-тановить причины неграмотного письма (причины были у каждого ребенка свои). Вот некоторые из них:
* незнание правил;
*знание правила, по неумение их при-менять;
*дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
* отсутствует положительная мотива-ция:
* плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
Наиболее типичные ошибки показаны в таблицах №1.2,3.
Таблиц№1
Слова
Написали правильно (чел.)
Допустили ошибки в написании (чел.)
Определили правильно состав слова (чел.)
Допустили ошибки в определении состава слова (чел.)
Проходить
31
59
15
75
Прохожий
44
46
18
72
Поход
29
61
Посадить
40
50
21
69
Поливать
26
64
-
90
Просмотреть
30
60
23
67
Повязать
33
66
22
68
Заплатить
14
49
Побледнеть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17