3. Нахождение "опасных мест" в написанном слове.
2. Измени ударение.
- Можно ли изменить ударение в слове "стакан"? Попробуем перенести на первый слог: стакан. (Так не говорят) .- Попробуем взять другое слово. Для Незнайки и Буратино нужны две кружки (стр. 17 "Азбуки").- Определите, сколько слогов. Какой первый, второй? (На доске записывается схема, как в "Азбуке"). Попробуем перенести ударение на второй слог (Знак ударения переносится - это палочка, выстриженная из картона).- Произносится слово с ударением на втором слоге (КРУЖКИ) Получилось совсем другое слово. (Учитель помещает над схемой рисунки нескольких кружков). ВЫВОД. Когда меняем ударение в слове - слово становится неправильным или совсем другим.
3. Подбираем слова к схеме (стр.17 "Азбуки").
- Можно бы уже звать Незнайку и Буратино за стол, да мама вдруг увидела, что на столе кое-чего из посуды не хватает. А чего - догадайтесь по схеме. Я только немножко подскажу: к чаю будут конфеты. Куда же их можно положить? (В вазу). Проверим, подходит ли это слово под схему (схема выносится на доску).
- Сколько должно быть слогов? (Два). проговорим по слогам: ва - за. Какой слог по схеме под ударением? (Первый). А в слове "ваза"? (Первый). Затем подбираются и другие слова.("Фея" - название конфет, которые лежат в вазе. "Пав-лик"- сын, который помогает маме накрыть стол; "ложка", "ножи" и др.).
На следующих уроках постановка ударения продолжается, предлагаются и игры.
4. Игра "Положи палочку".
(У каждого ученика набор полосок для записи слогов, счетные палочки).
Показываем игрушки, картинки; учащиеся должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, дети должны положить палочку над первой полоской.
5. Игра "Как звучит слово".
(У каждого ученика набор квадратиков: черные и белые). Медленно произносим слова, ученики "записывают" их по слогам. Если слог ударный, кладут черный квадратик, если безударный - белый.
6. Игра "Эхо".
а) Ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо. Роль ЭХА могут выполнять отдельные ученики, определенная группа (ряд) ;
б) Учитель переставляет ударения в слове, произнося сначала: "Это тееелефон?", потом: "Это телеефон? Это телефоон?" Ученики отвечают: "Это телефон".
В 1-ом.во 2-ом классах вводятся по теме "Ударение" постоянные задания:
1. Расставить ударения в работе (классной, домашней).
2. Работа с карточками.
Поднять карточку с цифрой 1, если ударение падает на первый слог, и с цифрой 2, если ударение падает на второй слог
3. Игра "Хитрый вопрос".
Записать букву, которая всегда стоит под ударением.
4. Выписать из словаря пять слов с ударением на первом слоге и пять слов с ударением на втором слоге.
5. Записать. Подчеркнуть слова, которые различаются только ударением. Объяснить значение этих слов:
Я варю уху. Маша похвалила Варю.
Дежурная мыла пол. Потом принесла кусок мыла.
Мы уже выучили урок. Тропинка уже дороги.
6. Быстрый диктант.
Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога.(Диктую слово "работа", а ученики записывают только букву "о").Затем диктую слова или показываю картинки со словами: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, КАРАНДАШ, АЛФАВИТ, РУЧКА, ТЕТРАДЬ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, ЦВЕТЫ.
7. Назвать в предложении (в тексте) все ударные гласные. Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
8. Соотнести слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то показать это светофором зеленого цвета.
Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.
9. Выписать слова, имеющие три слога. Поставить ударения.
Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.
К концу года постановка ударения в слове не вызывает затруднений ни у кого из первоклассников.
Во втором классе это задание усложняется: ученики уже не ставят ударения, а подчеркивают безударные гласные в словах. После изучения темы "Однокоренные слова" задание видоизменяется: ученики подчеркивают только безударные гласные корня, корень выделяют условным знаком - дугой.
С момента изучения темы "Состав слова" в третьем классе подчеркивают безударные гласные не только корня, но и приставки, суффикса, окончания - с попутным выделением соответствующих частей слова.
Вывод по главе
Итак, мы выяснили, что работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо со-здать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неод-нозначное соответствие между звуча-щим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько наоборот- от звука к букве. В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фо-нематической концепции русского правописания орфографическую зор-кость можно определить как умение фонологически (позиционно) оцени-вать каждый звук слова, т.е. разли-чать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разны-ми буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находя-щийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Глава 3.Методика работы по формированию орфографической зоркости у учащихся
3.1 Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. “Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами”[8,97]. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования. “Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека”[2,159].
Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Можно отметить ряд положительных факторов, т.е. факторов, порождавших надежду на улучшение результата в обучении правописанию.
Во-первых, упорядочены и расширены словарики непроверяемых слов по классам, прочно вошел в школьную программу “Орфографический словарь” П.А. Грушникова.
Во-вторых, уточнены “Нормы оценки знаний и умений учащихся”, введено разграничение грубых и негрубых ошибок, введена оценка речи - словаря, синтаксиса, текста, введено понятие “речевые ошибки”.
В-третьих, в программах стали формулироваться умения, которыми должны овладеть школьники, включая умения по правописанию.
В-четвертых, в учебниках, в частности в учебнике “Русский язык” Т.Г. Рамзаевой введены рассуждения по грамматике и орфографии, памятки (в сущности алгоритмы), уменьшено количество образцов выполнения упражнений, что свидетельствует о повышении уровня логической работы учащихся, их самостоятельности, уровне их познавательной активности. На уроках стали больше писать - примерно 2/3 нормы диктанта для соответствующего класса. Получило широкое распространение комментирование, проводимое учащимися самостоятельно; в школьную практику все больше проникает понятие “орфограмма”; учителя стали больше работать над формированием орфографической зоркости у учащихся”[3,79].
Русский язык среди школьных дисциплин имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук.
Содержание о построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе ведется по программе средней общеобразовательной школы. Русский язык. 1-4 класс.
Формирование орфографической грамотности учащихся программа предусматривает по следующим направлениям:
Звукобуквенные написания;
Слитно-раздельное написание;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17