Система требований к уроку Ю. Б. Зотова.
Ю. Б. Зотов делит требования к уроку на четыре группы.
Требования к структуре говорят о необходимости
§ правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
§ определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
§ связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
§ отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
§ обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
§ продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
§ найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:
§ обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
§ начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
§ своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
§ обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
§ создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
§ урок должен быть воспитывающим;
§ выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
§ на уроке следует воспитывать любовь к природе;
§ процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
§ в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Требования к технике проведения урока:
§ урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
§ темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
§ необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
§ создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
§ менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
§ управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
Система требований к уроку Н. М. Яковлева.
Н. М. Яковлев приводит 11 требований к уроку, суть которых затем последовательно раскрывает. Приведем лишь сами требования: 1) отчетливая целенаправленность урока; 2) достаточное организационное и материальное обеспечение урока; 3) оптимальный психологический режим урока; 4) оптимальный темп и ритм работы на уроке; 5) систематическая последовательность и преемственность учебных операций; 6) завершенность операций; 7) экономия времени на уроке; 8) непрерывный контроль и самоконтроль; 9) восстановление делового равновесия при его нарушении; 10) закрепление и «отделка» знаний и умений; 11) непрерывное совершенствование учебного процесса (обобщающее требование).
Система требований к уроку М. И. Махмутова.
В своей книге «Современный урок» М. И. Махмутов наиболее строго и полно подходит к требованиям к уроку. Автор считает, что в требованиях к уроку - каким он должен быть - часто повторяются те же мысли, которые заложены в дидактических принципах, в условиях организации учебного процесса и правилах обучения. Исходя из этого, М. И. Махмутов определяет следующие понятия: условия организации урока, правила его организации, требования к уроку, и пытается определить каково соотношение этих понятий.
Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. По мнению М. И. Махмутова анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.
В группе социально-педагогических условий можно отметить наличие четырех наиболее важных условий: * наличие квалифицированного, творчески работающего учителя; * наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией; * наличие необходимых средств обучения; * наличие благоприятного психологического климата, доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических условий можно указать следующие условия: * уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям; * наличие обязательного минимума сформированности мотивов учения и труда; * соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса;
Всю совокупность правил к организации урока М. И. Махмутовым делится на правила, вытекающие из дидактических принципов (основных правил) и специальные правила организации урока, которые основаны на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. Эта обязательность соблюдения правил и воспринимается как совокупность требований к уроку.
Специальные правила организации урока:
§ определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
§ подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
§ определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
§ выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;
§ определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
§ поставленные дидактические задачи стремиться решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из путей повышения эффективности обучения является выполнение требований к уроку.
Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?!
Нужно отметить, что наряду с традиционными требованиями, рассмотренными выше, важность которых никем не опровергается, появляются и новые требования к уроку. Эти новые требования:
· реализуют достижения современной дидактики, психологии, педагогики;
· появляются в результате качественного изменения образования на современном этапе:
Ш На смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель, которая рассматривает учащихся как полноправных партнеров в условиях сотрудничества, характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, обращенностью ученика к окружающему миру и к себе, к воспитанию умения искать и находить свое место в жизни.
Ш В современном обществе актуальной является проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Слово «гуманизм» происходит от латинского «humanus» - человечный. Гуманизация образования предпологает «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебного процесса, при котором знания имели бы для ученика личностный смысл. Важными условиями гуманизации образования являются усиление мотивации и дифференциации обучения. Слово «гуманитарный» происходит от латинского «humanitas», что означает духовная культура. Смысл гуманитаризации образования заключается в приобщении ученика к духовной культуре, творческой деятельности, методологии открытия нового.
В результате обучение, находящееся в прямой зависимости от образования, реализует идеи личностно-ориентированного подхода в образовании возникновением различных личностно-ориентированных технологий обучения. Это, например такие технологии, как: * адаптивная система обучения, * технология дифференцированного обучения, * технология модульного обучения, * информационные технологии обучения (компьютерные технологии), * технология полного усвоения знаний, * технология коллективного способа обучения, * технология интегрированного урока.
Это далеко не весь перечень существующих на сегодняшний день педагогических технологий.
Вообще, педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [63].
Или более конкретно:
Педагогическая технология - это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижения учащимися запланированных результатов обучения [41].
Технологию обучения понимают как построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [41].
Итак, анализируя традиционные требования к уроку, учитывая ключевые направления развития образования, попытаемся сформулировать современную систему требований к современному уроку.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.
Образовательные требования.
1. Целенаправленность урока.
Требования к целям и к постановке целей урока уже были рассмотрены выше (см. стр.10).
2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока:
§ научность содержания;
§ дифференциация содержания (по степени сложности, глубине, объему усвоения и видам помощи);
§ структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами усвоения; структурное основание блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися на всех этапах урока).
3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:
§ выбранные методы соответствуют целям урока, оптимально соотносятся с содержанием урока (широкий арсенал, оптимальное сочетание) ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12