Рефераты. Современный урок математики, требования к нему

Современный урок математики, требования к нему

82

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Математический факультет

Кафедра педагогики




Выпускная квалификационная работа

Современный урок математики.

Требования к нему.



Выполнила студентка V курса математического факультета

__________ /БогомоловаТ.Н./

( подпись)

Научный руководитель

к.п.н., доцент

__________/Капустина Н.М./

( подпись)

Рецензент

к.п.н., доцент

__________/Ходырева Е.А./

( подпись)

Заведующий кафедрой _________________ / Котряхов Н. В. /

( подпись) «___» __________ 2003 г

Декан факультета _________________ / Варанкина В. И. /

( подпись) «___» __________ 2003 г



Киров 2003 Содержание:

  • Введение. 4
  • Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока.
    9
    • §1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
      • 1.1. Определение понятия «современный урок». 9
      • 1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
      • 1.3. Структура современного урока. 14
      • 1.5. Типология современного урока. 19
      • 1.6. Современный урок как целостная система. 21
    • §2. Требования к современному уроку. 25
      • 2.1. Различные системы требований к уроку. 25
      • 2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
  • Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики.
    39
    • §1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
    • §2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
      • 2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
      • 2.2. О проведенных современных уроках. 50
      • 2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
  • Заключение. 58
  • ПРИЛОЖЕНИЯ. 59
  • Литература. 82

Введение.

«Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».

«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».

«Современный урок - это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».

«Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».

«Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно».

«Современный урок - это урок без стрессов».

Эти высказывания старшеклассников школы №27 приведены не случайно. Речь сейчас пойдет о современном уроке.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 -19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 - 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870). Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 - 60ые года происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И. Махмутовым в его монографии «Современный урок». Интересно отметить, что труд М. И. Махмутова в первом издании (1981 г.) был удостоен премии им. Н. К. Крупской, второе издание исправленное и дополненное вышло в 1985году. Монография посвящена совершенствованию урока. На основе многолетних исследований и обобщения передового педагогического опыта автор предлагает свою концепцию современного урока, отвечающего требованиям развивающего обучения. М. И. Махмутов разрабатывает само понятие «урок», описывая его основные элементы. Важно, что в книге основные элементы урока описываются в динамике, описывается их эволюция. Важно и то, что на страницах книги рассматриваются возможные подходы к тому или иному понятию, проблеме, происходит анализ ситуации, и лишь затем предлагается решение.

Материал монографии имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, прошел практическую проверку в массовой школе.

Разрабатывают понятие «урок», описывая его элементы и следующие авторы: Г. Д. Кириллова, В. А. Онищук, Ю. Б. Зотов и др. Более многочисленная группа авторов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Читатель получает частичные сведения об уроке (о требованиях к уроку, о структуре урока, о его анализе и т. д.). Таковы, например, работы Н. Г. Дайри, Ю. А. Конаржевского, М. Н. Скаткина, Н. А. Сорокина, Н. Е. Щурковой, Н. М. Яковлева и других авторов.

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая «клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности школьников.

Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть? Почему же будет правомерным задавать такие вопросы?

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна. Вот несколько причин, доказывающих это:

· Развитие таких наук, как педагогика, дидактика, методика, психология ведет к постоянному совершенствованию понятия «современный урок», ведь достижения этих наук существенно влияют и на сам урок.

· В настоящее время наблюдается переход от общества индустриального к информационному обществу. В свое время продуктом индустриальной революции явилось создание закрытой учебной архитектуры (фиксированная технология учебного процесса, замкнутый набор доступных учителю методических средств, единые учебники, строгая нормативная регламентация деятельности участников образовательного процесса и т.д.). Сегодня закрытая учебная архитектура традиционной школы вступает в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Эта возможность обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной сетью Интернет. Переход к информационному обществу - это трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы образования.

· В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон процесса обучения.

· Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Итак, актуальность вопроса: «Что такое современный урок?» налицо!

Целью выпускной квалификационной работы будет исследование особенностей современного урока, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения математики.

Выдвинем гипотезу исследования: при соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения математике, а значит и математического образования.

Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие «современный урок».

2. Проанализировать современный урок как целостную систему.

3. Выявить требования к современному уроку.

4. Проанализировать современные уроки математики с позиции требований к современному уроку, выявить пути приближения «урока математики» к «современному уроку математики».

5. Провести эксперимент, с целью практического доказательства выдвинутой гипотезы.

Объект исследования выпускной квалификационной работы - образовательной процесс. Предмет исследования - современный урок математики как основная форма обучения.

При написании работы использовались следующие методы:

1. Изучение психологической, педагогической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседы с учащимися и учителями.

4. Анкетирование.

5. Изучение планов и конспектов уроков учителей.

6. Эксперимент.

Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока.

§1. Современный урок. Понятие и особенности.

1.1. Определение понятия «современный урок».

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, то есть в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.