Рефераты. Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

Таблица 4

Представления учителей-логопедов об оцениваемых негативных качествах

Качества учителя-логопеда

Абсолютное значение

Процентное соотношение

I.

Профессиональные качества:

1. Требовательность

2. Не умение найти индивидуальный подход

6

1

11.4%

1.9%

II.

Личностные качества:

1. Строгость

2. Повышенный тон голоса

3. Принципиальность

4. Плохое настроение

5. Невнимательность к детям

6. Педантичность

7

3

1

1

1

1

13.3%

5.7%

1.9%

1.9%

1.9%

1.9%

III.

Затрудняюсь с ответом

2

3.8%

IV.

Нет ответа

29

52.2%

Итого:

52

100%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель-логопед это ключевая фигура коррекционно-педагогического процесса.

Исследование профессионального мировоззрения учителя-логопеда важно для осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в их социальной и духовной жизни.

Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества.

Задачи исследования составили: 1) анализ и систематизацию теоретических исследований по теме работы и 2) выявление сформированности рефлексивности у учителей-логопедов.

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Опросные методы - анкетирование.

3. Контент-анализ, который заключался в выявлении специфических характеристик текстов, путём регистрации определённых единиц содержания, а также систематического замера частоты и объёма упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста.

Педагогическая профессия требует определённых специфических умений (способностей). П.Ф. Каптерев выделил специальные и личностные свойства учителя.

К специальным он отнёс объективные и субъективные свойства, а к личностным нравственно-волевые качества.

Важным в формировании личностных свойств является осознание своих физических, интеллектуальных и других особенностей, степень сформированности самооценки и субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Эти 3 представления составляют понятие «Я-концепции».

«Я-концепция» - это совокупность всех представлений о себе, сопряжённая с их оценкой.

Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я», выявление своих возможностей и их дальнейшая реализация; обращение, в случае неудач, к личностным причинам.

В психологии и педагогике самопознание трактуется как познание, направленное на себя.

Одной из важных характеристик самопознания, от которой во многом зависит регулятивная функция самосознания, является рефлексивность.

Рефлексия как самоконтроль действий обеспечивает саморегуляцию деятельности и поведения. Рефлексивность при самооценке делает ее более обоснованной и приближает к адекватной, и в процессе активно действующих механизмов личностной рефлексии складываются когнитивно оформленные знания о себе.

Рефлексивность проявляется в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности.

Рефлексивность, прежде всего, нужна в тех случаях, когда требуется решать какие-либо жизненные задачи, принимать решения в самых различных ситуациях. Рефлексивность самопознания предполагает становлении определённого нравственно-психологического облика личности. Эта функция ориентированна на духовный мир личности, на повышение нравственного достоинства человека.

У взрослого процесс рефлексии не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

Профессионально-педагогическая деятельность носит рефлексивный характер.

Одним из важных условий творческой деятельности педагога является высокий уровень развития рефлексии, связанный с осмыслением собственного сознания, собственных действий, самопознанием собственного «Я».

Рефлексивный характер педагогической деятельности заключается в том, что, управляя деятельностью учеников, учитель смотрит на себя и свои действия (и оценивает их) как бы глазами учащихся.

В целом специфика рефлексии, проявляющейся в процессах общения, в том числе педагогического, до сих пор была мало исследована. Экспериментальные исследования позволили выявить три основных вида педагогической рефлексии: социально-перцептивную, коммуникативную и личностную.

Социально-перцептивная рефлексия осуществляет функцию регуляции педагогического общения в условиях рассогласования стратегий и тактики педагогического воздействия.

Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его оценивают, воспринимают, относятся к нему другие.

На основе теоретических данных было проведено исследование уровня сформированности рефлексии у учителей-логопедов на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.

Было выявлено, что уровень сформированности социально-перцептивной рефлексии у учителей-логопедов составляет 100%. Большинство опрошенных (87,5%) стремятся знать, что о них и их работе думают учащиеся.

Экспериментально установлено, что уровень коммуникативной рефлексии составляет 95%, из которых половина опрошенных считает, что их учащиеся оценивают скорее положительно, чем отрицательно и 45% считает, что их оценивают положительно.

Адекватность коммуникативной рефлексии влияет на регуляцию взаимоотношений с учащимися и стиль педагогической деятельности, а также на формирование личностной рефлексии, т.е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания.

Результаты изучения всех видов педагогической рефлексии показывают, что в условиях реальной педагогической практики необходима работа по

формированию и коррекции рефлексивных представлений:

- разъяснение педагогам сущности рефлексивного управле-ния учебно-воспитательным процессом;

- постановка перед педагогами задачи самовоспитания ка-честв, способствующих формированию педагогической рефлексии;

- консультационная помощь педагогам в организации реф-лексивного управления отношениями с учащимися;

- специальный тренинг, способствующий выбору оптималь-ных вариантов поведения педагога в сложных педагогиче-ских ситуациях с учетом ожиданий учащихся;

- организация совместной деятельности педагогов и уча-щихся, способствующей лучшему знанию и пониманию ими друг друга;

- предоставление педагогам специальных методик развития и коррекции педагогической рефлексии.

Основным условием развития всех видов рефлексии является создание у педагогов установки наблюдать и анализировать собственное поведение и понимание этого поведения значимыми другими. Такой «разговор» учителя с самим собой о своём педагогическом общении, о понимании учащихся, коллег, администрации и самого себя является необходимым условием продуктивного руководства учебно-воспитательным процессом, конструирования взаимоотношений и взаимопонимания с учащимися. В этом случае он может адекватно оценивать растущие требования к нему со стороны учащихся, предупреждать возникновение психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980 -Т. 1-2.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

3. Блонский П. П. Педология. Серия: Педагогическое наследие. 2000.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.1982 .

5. Вопросы психологии способностей школьников. Крутецкий В.А./М.: 1964.

6. Гамезо М.В. Возрастная и пед. психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2003.

7. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для системы дополнит. проф. образования и студентов вузов.- М.,2003 .

8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала: Избранные психологические труды.2004.

9. Джемс У. Личность //Психология личности: Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.

10. Детская и педагогическая психология/ Каптерев П.Ф. - М.: Изд. МПСИ, 1999.

11. Климов Е.А./Учебная литература для высшего профессионального образования, - С.-Питер., 2004.

12. Кон И.С. Категория «Я» в психологии //Психол. журнал. - 1981. - Т. 2.

13. Краткий психологический словарь/сост. Л.А. Карпенко; Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1985.

14. А. С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 8. Авторский сборник. 1986.

15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности/Под. ред. Е.А. Климова. М., 1996.

16. Мясищев В. Н. Психология отношений. 2003.

17. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч. - М., 2003. - ч.2

18. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003.

19. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под. ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

20. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Л.М. Митина., 2004.

21. Практическая психология. Гродненский университет им. Я. Купалы/ Под ред. С.В. Кондратьевой.- Гродно.- 1992 .

22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. 2000.

23. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1976.

25. Словарь психолога-практика/сост. С.Ю.Головин. Мн., 2001.

26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -- М., 1989.

27. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Акинова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.- М., 2002.

28. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.М., 1972.

29. Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г.

30. В. А. Сухомлинский о воспитании. Серия: Библиотека журнала "Воспитание школьников". 2003.

31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Серия: Человек и мир. Авторский сборник. 2004.

32. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977.

33. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Социально-психологическая помощь молодёжи в личностном самоопределении \\ Проблемы образования на рубеже XXI века: Международный диалог. Тезисы докладов . В 2-х частях. 4.2, М.,1996 .

Приложение
АНКЕТА
1. Стремитесь ли Вы понять своих учеников?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
2. Испытываете ли Вы потребность знать, что думают о Вас и Вашей работе учащиеся?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
3. Могут ли учащиеся правильно оценить:
А) профессиональные качества учителя-логопеда?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
Б) личностные качества учителя-логопеда?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
4. Знаете ли Вы об отношениях к Вам, Вашей деятельности учащихся? Как они Вас оценивают?
А) положительно;
Б) скорее положительно, чем отрицательно;
В) нейтрально;
Г) скорее отрицательно, чем положительно;
Д) отрицательно
5. Считаете ли Вы необходимым учитывать в своей работе мнение учащихся о Вас и их отношении к Вам?
Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.