Рефераты. Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

2

Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

Курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………….……………………………………………...…… 3

1. ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ ………………………………………………........ 5

1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности …………………………………………………………………..… 5

1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование ……………………...….... 8

1.3. Профессиональная «Я-концепция» педагога …………………….…... 26

1.4. Рефлексивность и самопознание в структуре личности ……………... 28

1.5. Педагогическая рефлексия и её виды ……………………………..…... 33

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...… 40

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ………………………………………………...…... 41

3.1. Изучение потребности учителей-логопедов в изучении учащихся..... 41

3.2. Контент-анализ педагогической рефлексии …………………….....…. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…. 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………..…...... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..…........ 56

Введение

Актуальность. Проблема педагогической деятельности и её продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии. Учитель-логопед является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а так же взаимодействует со своими коллегами и руководством. Однако не каждому учителю-логопеду достаёт сформированности личностных качеств в доведении индивидуальной работы с трудным ребёнком до логического завершения. Здесь важным выступает сформированность рефлексивной готовности учителя-логопеда. Исследуемая в курсовой работе тема способствует пониманию самосознания учителя-логопеда; помогает понять степень сформированности рефлексии у учителей-логопедов; помогает увидеть сформированность функции анализирования, оценивания, понимания себя и индивидуального своеобразия своих учеников. Исследование профессионального мировоззрения учителя-логопеда важно для осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в их социальной и духовной жизни. Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя логопеда.

Цель исследования - изучить степень сформированности рефлексивности как профессионально значимого личностного качества учителя-логопеда.

Объект исследования - педагогическая рефлексия.

Предмет исследования - рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителей-логопедов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические исследования по теме работы.

2. Выявить сформированность рефлексивности у учителей-логопедов.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Опросные методы - анкетирование.

Контент - анализ.

Гипотеза исследования. Рефлексивность является профессионально значимым личностным качеством учителя-логопеда. Источниками самосознания и рефлексии учителей-логопедов является субъекты коррекционно-образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители, руководство). В педагогической рефлексии отражены взаимоотношения логопеда с учащимися и их педагогическая позиция.

Научно-теоритические основы работы: составили научные исследования таких учёных как Л.М. Митина, Р. Бернс, У. Джемс, И.С. Кон, К.Р. Роджерс, И.И. Чеснокова и др.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (33) и приложения.

ИЗУЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ

1.1. Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности

Профессия Учителя одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог -- это связующее звено между поколениями, носитель общественно-историчес-кого опыта. Общественно-культурная целостность народа, ци-вилизации в целом, преемственность поколений во многом обус-ловлены ролью Школы -- Учителя. В меняющемся мире про-фессий, общее количество которых насчитывает несколько де-сятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизмен-ной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и ка-чественный состав меняются.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической де-ятельности, педагог в то же время представляет собой общест-венный субъект -- носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соеди-няются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: обще-культурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Че-ловек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определя-ется следующими качествами человека: устойчиво хорошим са-мочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого челове-ка, быстро понимать намерения, помыслы, настроение

других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хоро-шо

помнить и держать в уме знание о личных качествах мно-гих и разных людей и т.д. (11) Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осу-ществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широ-кий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; реше-ние нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Для анализа профессиональной пригодности человека, рабо-тающего по схеме «Человек--Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. Про-тивопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погружен-ность в себя, необщительность, выраженные физические недо-статки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие призна-ков бескорыстного интереса к человеку -- интереса «просто так». Это как бы обобщенный портрет субъекта профес-сии типа «Человек--Человек». Входящая в этот тип педагоги-ческая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные -- профессиональная компе-тентность и дидактическая культура.

Еще в начале века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учи-теля в обстановке обучения занимает первое место, те или дру-гие свойства его будут повышать или понижать воспита-тельное влияние обучения» (10) . П.Ф. Каптеревым были отмечены «специальные учительские свойства», к которым он отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в сте-пени научной подготовки по данной специальности, по родст-венным предметам, в широком образовании; потом -- в зна-комстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с ко-торой учителю приходится иметь дело; второе свойство -- субъ-ективного характера и заключается в преподавательском ис-кусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Второе включает педагогический такт, педагогиче-скую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель дол-жен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Все современные исследователи отмечают, что лю-бовь к детям следует считать важнейшей личностной и профес-сиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к это-му склонность человека работать и общаться с детьми (5) . Но также большое значение для учителя имеет желание самосовершенство-вания, саморазвития, так как точно еще отметил К.Д. Ушинский: «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. В общем виде она может быть представлена следующим образом:

Свойства учителя:

- Специальные: объективные (научная подготовка учителя) и субъективные (личный учительский талант)

- Личностные: нравственно-волевые качества.

1.2. Понятие «Я-концепции» и её формирование

Я-концепция -- динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

Образ Я - представление индивида о самом себе.

Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.