Рефераты. Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя-логопеда

1.4. Рефлексивность и самопознание в структуре личности

Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я», выявление своих возможностей и их дальнейшая реализация; обращение в случае неудач, к личностным причинам и мобилизация неиспользованных ранее возможностей или переделка уже сложившихся особенностей и привычек.

Традиционно в психологии и педагогике самопознание трактуется как познание (процесс отражения человеком действительности), направленное на самого познающего субъекта.

Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению.

Самопознание как деятельность начинается с осознания потребности в самопознании, определения и формулировки цели самопознания, овладения методикой самопознания, осознания своих негативных и позитивных качеств, постановки цели самовоспитания по коррекции негативных качеств и развитию позитивных, завершается самореализацией и анализом изменений в своей личности.

В работах М. В. Матюхиной, Г. И. Ковалевой, А. Г. Спиркина и др. выделены мотивационная, рефлексивная, перспективная, ценностная, деятельностная, волевая составляющие самопознания. Анализируя различные подходы к структуре самопознания как сложному личностному образованию выделяется мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и эмоционально-волевой компоненты (28).

Одной из важных характеристик самопознания, от которой во многом зависит регулятивная функция самосознания, является рефлексивность (reflexio - обращение назад). Рефлексия как самоконтроль действий обеспечивает саморегуляцию деятельности и поведения. Рефлексивность при самооценке делает ее более обоснованной и приближает к адекватной, и в процессе активно действующих механизмов личностной рефлексии складываются когнитивно оформленные знания о себе.

Рефлексивность проявляется в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения.

Рефлексивный анализ включает выяснение сущности и причин явлений и процессов, приведших к тому или иному результату, обращение к оценке собственного способа действия. Рефлексивность обеспечивает такие важнейшие процессы самопознания, выделяемые И. И. Чесноковой, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание. Степень рефлексивности определяет и степень объективности знаний о себе, так как именно неоднозначность и некатегоричность суждений о себе позволяют вести внутренний диалог, «обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей» (32).

Важнейшим смыслом рефлексивности самопознания является способность человека к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Наличие в «образе Я» отрицательных характеристик, подкрепленное результатами объективного самонаблюдения, порождает адекватную самооценку и побуждает к целенаправленной саморегуляции поведения.

Рефлексивность, прежде всего, нужна в тех случаях, когда требуется решать какие-либо жизненные задачи, принимать решения в самых различных ситуациях. Рефлексивность самопознания - способность видеть себя во множестве социальных позиций и ролей.

Раскрытие сущности рефлексивности самопознания детерминирует описание функций, которые в свою очередь определяют регулятивы процесса обучения, ориентированного на становление обозначенного качества субъекта.

Субъективные механизмы регуляции поведения человека проявляются в направленности различных элементов структуры личности к достижению конкретных целей. Осознание целей происходит лишь после накопления знаний, в том числе о себе, и их оценки. Нейтральность таких знаний не приводит автоматически к определению целей; знания приобретают ценность только тогда, когда могут быть практически использованы. Практический интерес может быть разным, от этого зависит, как используются знания, на пользу себе и обществу или во вред. Любые знания о себе, полученные в процессе самопознания, должны сразу при помощи рефлексивности самопознания интерпретироваться с точки зрения их полезности или вредности для самого познающего субъекта. В этом заключатся ориентирующая функция рефлексивности самопознания.

Рефлексивность самопознания оказывает большое влияние на становление гуманистического мировоззрения личности. Мировоззрение личности в свою очередь является необходимым условием становления активной жизненной позиции личности. Функцию воздействия рефлексивности самопознания на социальную активность личности называют активизирующей.

Рефлексивность самопознания предполагает становление определенного нравственно-психологического облика личности. Здесь речь идет о культурно-нравственной функции рефлексивности самопознания. Эта функция ориентирована на духовный мир личности, на повышение нравственного достоинства человека.

Рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У человека она не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. Рефлексия как механизм взаимопонимания - это осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Само понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного.

Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя её как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчёту об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии существует 6 позиций, характеризующих взаимное отражение субъектов:

1. сам субъект, каков он есть в действительности;

2. субъект, каким он видит самого себя;

3. субъект, каким он видится другому;

4.

5. те же три позиции, но со стороны другого объекта;

Рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

По Немову Р. С. , рефлексия - это обращённость сознания человека на познание самого себя, в частности собственных психических состояний и процессов человека (17).

Другое определение Немовым рефлексии означает размышления человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств и поступков.

Рефлексия, по мнению С. Ю. Головина:

1) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;

2) (как механизм взаимопонимания) осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению (25).

1.5. Педагогическая рефлексия и её виды

Профессионально-педагогическая деятельность, которая осуществляется в условиях неопределенности и многозначности возможных решений ее задач, является своеобразной мета-деятельностью, как бы надстраивающейся над деятельностью учащихся, организующей основные виды их деятельности и влияющей на характер взаимопонимания и взаимоотношений в учебно-педагогическом коллективе учителей и учащихся. С этой особенностью педагогической деятельности связан ее рефлексивный характер.

Одним из важных условий творческой деятельности педагога является высокий уровень развития рефлексии, связанной с осмыслением собственного сознания, собственных действий, самопознанием собственного «Я» и, как следствие, установле-нием правильных отношений с учащимися, коллегами, адми-нистрацией.

К рефлексивным процессам относят самосознание, самоанализ, переосмысление и перепроверку собственного мнения о себе, мнения о других людях, а также о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и как к нему относятся (15).

Рефлексивный характер педагогической деятельности заключается в том, что, управ-ляя деятельностью учеников, учитель смотрит на себя и свои действия (и оценивает их) как бы глазами учащихся. При таком рефлексивном управлении у педагога формиру-ется умение становиться на точку зрения ученика, представлять его внутренний мир, установки, отношение не только к учеб-ному предмету, но и к личности самого педагога.

Рефлексив-ный характер педагогической деятельности находит свое про-явление и в отношении учителя к самому себе. Так, вступая в активное общение с учащимися, становясь одним из уча-стников диалога с ними, учитель в то же время не теряет контроля над собой; он оценивает себя как участника диалога с точки зрения того, насколько, удается ему организовать этот диалог и насколько активен в нем ученик.

Одним из достаточно хорошо изученных видов рефлексии, функционирующей в творческой деятельности учителя, явля-ется анализ и обобщение им своего педагогического опыта. Однако в целом специфика рефлексии, проявляющейся в процессах общения, в том числе и педагогического, до сих пор была исследована в меньшей степени, чем в индивидуальной творческой деятельности. Эксперимен-тальные исследования позволили выявить три основных вида педагогической рефлексии: социально-перцептивную, комму-никативную и личностную.

Сущность социально-перцептивной рефлексии заключается в переосмы-слении, перепроверке педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

При этом педагог:

1) выдвигает гипотезы о скрытых целях и мотивах поведения ученика;

2) старается предвидеть его действия в определенной ситуации;

3) раскрывает существенные противоречия его личности и определяет пути их разрешения;

4) анализирует изменения личности учащегося в связи с условиями воспитания;

5) прео-долевает противоречия между ранее сформировавшимся мнением об ученике и новыми фактами его поведения. Су-щественным при этом является стремление педагога разо-браться в истинных мотивах и причинах поведения ученика.

Эффективность социально-перцептивной рефлексии в зна-чительной степени зависит от уровня развития у педагога эмпатии, определяющей эмоциональный фон познания уча-щихся. Эмпатия проявляется в форме сопереживания и сочу-вствия к ученикам, причем неразвитость ее у педагога может привести к снижению рефлексивной деятельности учителя и к последующим нарушениям в отношениях с учащимися.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.