Наряду с убеждением, как свидетельствуют результаты настоящего исследования, одним из перспективных методов решения межличностных проблем в среде подростков является организация работы с ними в тренинговых группах. Это и игра, и работа одновременно. Как уже говорилось, подростки не так часто приходят к социальному педагогу со своими проблемами сами. Еще реже они пытаются решить свои проблемы, если их за ручку привели родители или учителя. А, посещая тренинги в группе сверстников, они чувствуют себя в безопасности, им комфортнее. С одной стороны, можно и проблемы проработать, с другой - не выделяешься среди других.
Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобного волнуют не только подростков. Но именно в подростковом возрасте эти вопросы и начинают возникать Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей - М.: Совершенство, 1997.. Поэтому организация работы подростков в группах психологического тренинга так актуальна именно в подростковом возрасте.
Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Опираясь на мнение известных специалистов, выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
исследование межличностных проблем подростков-участников группы и оказание помощи в их решении;
улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
изучение эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с людьми;
содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.
Как можно видеть, цели тренинговой работы затрагивают целый спектр вопросов.
Конечно, в организации тренинговой работы с подростками в условиях школы, существует ряд трудностей.
Во-первых, это временной аспект. Ряд групповых работ можно провести в течение одного урока. А тренинг подразумевает протяженные по времени систематические занятия, каждое из которых с одной стороны зачастую длится более одного урока, с другой требует систематических посещений. В учебные часы, отведенные для уроков, такие занятия не предусмотрены. А после уроков организовать детей для тренинговой работы не всегда легко. Ребята торопятся по своим делам. К тому же устали от занятий. Это затрудняет организацию посещений тренинга.
Во-вторых, мотивационный аспект. Многие подростки считают, что им не нужны подобные занятия. А ведь от заинтересованности ребят в подобных занятиях напрямую зависит организация самих тренингов, а значит и помощь многим ребятам в решении проблем Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение - М.: "КСП", Институт психологии РАН, 1997. - С.117..
В-третьих, сопротивление и защитные реакции подростков на самих занятиях. Собственно, это происходит при занятиях с любой группой, как этап развития группы. Но в подростковом возрасте проявляется наиболее ярко.
Вопрос о том, насколько нужны при работе с подростками групповые формы работы (тренинговые занятия или другие), связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной.
Перечислим преимущества работы в группах подростков, выделив их сущность Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: "Ось-89", 2000.:
1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Работая в группе подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. И как ответная реакция - избегание непродуктивного замыкания подростка в самом себе со своими трудностями.
2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношении и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. А поэтому является хорошей жизненной школой Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психическое исследование личности в клинике. - Л., 1978. - С.43..
3. В группе подросток может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
4. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого подростка для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то.
5. Возможность получения обратной связи и поддержки от подростков со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.
6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. В то же время, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через других подростков, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Главное, о чем необходимо помнить при работе с подростками на тренинговых занятиях - это воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. - Самара, 1996. - С.124..
В заключение по данному вопросу исследования надо отметить, что среди социально-педагогических методов решения межличностных проблем особую группу составляют методы коррекции, к которым относятся поощрение и наказание. Данные методы воспитания в разные периоды развития отечественной педагогической мысли воспринимались по разному: от необходимости применения наказаний к подросткам (в том числе и физических наказаний в школе) до полного их отрицания. В целом, вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) -- сложнейшие способы воздействия на личность подростка и пользоваться ими нужно очень осмотрительно Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2002. - С.155..
Глава III. ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ МЕЖ-ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
3.1. Экспериментальное изучение межличностных проблем в среде подростков в аспекте социализации личности
Цели и задачи исследования.
Целью эксперементальной работы является выявление причин, вызывающих межличностные проблемы в среде подростков на основе изучение их коммуникативных способностей Волков И.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970. - С.73..
Задачи исследования:
1. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики КОС-1 до и после проведения коррекционной работы.
2. Изучение личностных способностей испытуемых с помощью теста Коттела.
3. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы и установление зависимости коммуникативных способностей от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, влияющих на межличностные проблемы в среде подростков.
4. Составление коррекционной программы по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
Исследования проводились с декабря 2003г. по март 2004г.
В эксперименте принимали участие учащиеся 10 класса средней школы №12 Краснопресненского района. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Количество испытуемых - 14 человек.
В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:
I ЭТАП - констатирующий.
Диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.
II ЭТАП - формирующий.
Составление и выполнение программы тренингов по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков экспе-риментальной группы средствами социальной педагогики.
III ЭТАП - контрольный.
Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной группе.
В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:
1 серия - направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.
2 серия - направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.
Методики исследований.
1. Методика исследования коммуникативных способностей (КОС-1) Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1997.
Цель исследования: выявить уровень коммуникативных способностей подростков Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. - Л., 1990..
Инструкция по применению методики.
Учащимся предлагается ответить на 20 вопросов:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11