Рефераты. Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики, что свидетельствует о достижении цели исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

“Удивительная страна - эта Страна Подростка.

Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...”

Г. Элемер

Столкнувшись со сложной ситуацией, подростки иногда проявляют себя не с лучшей стороны - начинают лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. Изменить отношение к конфликтам для подростка практически означает изменить взгляд на жизнь. Поэтому при разрешении межличностных проблем в среде подростков социальному педагогу следует убедить их в том, что в трудных ситуациях не нужно все носить в себе или идти на усугубление конфликтной ситуации и не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить подростка в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.

Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки. Поэтому социальному педагогу надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для вузов. - М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. - 823с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

4. Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога: В 2 ч. - Харьков, 1996.

5. Березин С.В., Лисецкий М.С. Концептуальные основы педагогической конфликтологии.//Актуальные проблемы университетского технического образования. - Самара, 1996.

6. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. - Самара, 1996.

7. Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-446 с.

9. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 268с.

10. Волков И.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970.

11. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. Т.4. М., 1984.

12. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психическое исследование личности в клинике. - Л., 1978.

13. Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. "Основы конструктивного общения. "Методическое пособие для преподавателей" -Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство. - 1997.

14. Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета. - 1997

15. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. - М., 1979.

16. Игры,обучение,тренинг,досуг... под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах. - М.: Новая школа, 1994

17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1996.

18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя.- М.: Просвещение,1994.

19. Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение - М. "КСП", Институт психологии РАН, 1997.

20. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопр. психол. - 1993, №1, - С. 13-23.

21. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 164с.

22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Уч. пособие для вузов. - М.: Сфера, 2001. - 464с.

23. Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996.

24. Методика изучения коллектива, общения, личности. Абакан, 1990. Ч. 2.

25. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.

26. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. - Л., 1990.

27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для вузов. - М.: ACADEMIA, - 184с.

28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 444с.

29. Петровский А.В. Коллектив.//Общая психология. М., 1986.

30. Петровский А.В. Феномен субъектности в психологии личности / Автореф. док. дисс. - М., 1993. - 70 с.

31. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. Под общ. ред. А.А.Реана. - СПб.: Питер, 2000. - 616с.

33. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 221с.

34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2002. Кн. 1, 2.

35. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные программы. - М. Новая школа,1995.

36. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. - М.: Владос, 2000. - 416с.

37. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 1996.

38. Технологии социальной работы / Под ред. Холостовой. - М. ИНФРА-М, 2001. - 400с.

39. Энциклопедия психологических тестов. (Общение. Лидерство. Меж-личностные отношения.) - М., 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Некоторые фрагменты коррекционной программы по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в группе Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога: В 2 ч. -Харьков, 1996. Ч.2. - С.78..

Занятие №1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте.

Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?

Информация для социального педагога.

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что подросток выражает в общении. Объяснить, что порой неумение выразить свои чувства приводит к межличностным проблемам. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, компании, семье и т.д.) Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные программы. - М. Новая школа,1995. - С.226.. Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.

Занятие №2. "Маски" в общении.

Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Порядок работы

Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:

1) безучастности;

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости;

Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою "маску".

Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.

Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивается "живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из "Ревизора" Н.В. Гоголя).

Информация для социального педагога.

Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими "масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни и чем они помогают и чем мешают в общении.

Занятие №3 (1 час) Искажение информации в общении.

Цель: показать, как искажение информации в общении может вызвать межличностные конфликты.

Ведущий предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения:

Упражнение 1. "Зеркало"

Упражнение 2. "Испорченный телефон"

Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились, как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся.

Занятие 5 (2 часа). Влияние врожденных факторов на стиль общения.

Цель: научиться понимать - какой темперамент у человека, что можно ожидать от людей того или иного темперамента, различать форма коммуникации, агрессию и эмоциональный "всплеск".

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает абстрактную ситуацию, например: "Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающий мимо автомобиль". Как вы поведете себя в данном случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые бы вы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на 4 группы по сходству реакций.

Обсуждение.

Какие реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента?

Какие чувства вызывают эти реакции у людей другого темперамента?

Какие последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы?

Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента.

Информация для социального педагога.

Выводов лучше не навязывать, опасаясь установленных стереотипов.

Рекомендации для подростков по недопущению межличностных проблем в своей среде.

Упражнение 1. В общении со своими сверстниками внимательно следите за своими высказываниями и действиями, отмечая попутно, какие реакции они вызывают со стороны других людей.

Упражнение 2. Старайтесь систематически делать выводы о том, как люди относятся к вам.

Упражнение 3. Чаще экспериментируйте над собой, выступая, например, перед зеркалом, постоянно меняя выражение лица, жесты, пантомимику (положение тела). Одновременно пытайтесь предсказать реакцию, которую вы можете вызвать у окружающих.

Упражнение 4. (выполняется, как правило, после упражнения 3). Перенесите упражнение 3 в ситуацию реального общения со сверстниками, одновременно наблюдая за собой и за действиями собеседников, соотнося свои реакции с реакциями окружающих людей. В этом случае особенно важно использовать такие движения и действия, которые демонстрируют хорошее отношение к человеку.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.