Рефераты. Психологические особенности детей при подготовке к школьному обучению

интеллектуальной готовности ребенка

к обучению в школе.

1. СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа.

Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительному направлению.

Обследовались дети старшей группы в количестве 11 человек.

В группе работают специалисты: воспитатель - Клейн Т.С., Цветкова О.И. Воспитатели имеют 1 квалифицированную категорию. Время обследования 28.05.04г. - 29.05.04 г. время 10.00 часов Тест создан Г Вицлаком в 1972 г. Занесен в альманах психологических тестов в 1996 г.

ЦЕЛЬ: Психодиагностика психологической готовности детей 5-7 лет к

обучению и уровня умственного развития ребенка.

Для тестирования использовался стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания на заучивание стихотворения.

Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.

1 ЗАДАНИЕ «История в картинках»

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.

ОЦЕНКИ:

7 БАЛЛОВ - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех

картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло

из основного краткого содержания истории.

5 БАЛЛОВ - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.

Существенное и второстепенное описано с одинаковым

вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ

истории.

3 БАЛЛА - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую

связь только между двумя картинками. В резюме основное

внимание уделено второстепенным деталям.

0 БАЛЛОВ - Ребенок не смог составить рассказ.

2 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ ЦВЕТА»

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

ОЦЕНКА:

За каждый правильно названный цвет начисляется - 1 балл.

3 ЗАДАНИЕ «ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»

1. «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»

2. Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения

ОЦЕНКА:

8 БАЛЛОВ - Правильное полное воспроизведение всех двух частей.

5 БАЛЛОВ - Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.

3 БАЛЛА - Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 БАЛЛА - Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая

связь нарушена.

0 БАЛЛОВ - Набор бессмысленных слов или полный отказ

4 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ»

Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

ОЦЕНКА

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

5 ЗАДАНИЕ «ПРОЦЕСС СЧЕТА»

Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»

ОЦЕНКИ:

5 БАЛЛОВ - счет без моторных компонентов

4 БАЛЛА - Беззвучное проговаривание (движение губ)

3 БАЛЛА - Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.

2 БАЛЛА - Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к

ним

1 БАЛЛ - Прикосновение пальцем к предметам или передвижение их

0 БАЛЛОВ - Отказ отвечать

6 ЗАДАНИЕ «ПОРЯДОК СЧЕТА»

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3….. Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

7 ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»

Используются картинки из 4 задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта - для фруктов, эта - для овощей, эта - для цветов. Собери пожалуйста сюда - все фрукты, сюда - все овощи, а сюда - все цветы.

ОЦЕНКА:

За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

8 ЗАДАНИЕ «ВОСПРИЯТИЕ КОЛИЧЕСТВА»

Состоит из двух частей.

1. Материалы из задания 7 лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят «Скажи, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают: Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?» Вторая помощь: убирают разрыв между фруктами и овощами, сдвинув из и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется ему предлагают сосчитать.

2. Затем все то же самое проделывают в отношении всех трех корзин, т.е. просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

ОЦЕНКИ:

Правильные самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель - 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов.

9 ЗАДАНИЕ: «РАЗМЕЩЕНИЕ ФИГУР»

МАТЕРИАЛЫ: Три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

1. У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо квадрат он скажет прямоугольник или четырехугольник. Если ребенок не знает название фигур, ему необходимо их назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.

2. Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник - четырехугольником и т.д.?» Правильные ответы:

У треугольника три угла, у четырехугольника - 4 и т.д. За каждое

правильное объяснение - 1 балл

3. Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

ИНСТРУКЦИЯ: Собери и положи, пожалуйста, все четырехугольники, все треугольники, все круги.

За каждую правильно собранную кучку начисляется 1 балл.

10 ЗАДАНИЕ: «СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК»

МАТЕРИАЛ: Четыре пары сравниваемых картинок

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

ОЦЕНКИ:

2 БАЛЛА - правильное решение без помощи

1 БАЛЛ - правильное решение с помощью

0 БАЛЛОВ - решения нет

Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4 пары картинок - 8 баллов.

11 ЗАДАНИЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ»

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.

ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы прямоугольники. У каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие детали к ним.

ОЦЕНКИ:

Каждое правильное решение оценивается в один балл.

12 ЗАДАНИЕ: «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ»

Ребенку предлагаю воспроизвести стихотворение из задания 3. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать.» Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.

13 ЗАДАНИЕ: «НАХОЖДЕНИЕ АНАЛОГИЙ»

ИНСТРУКЦИЯ: «Ответь пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Днем светло, а ночью … темно

2. Птица поет, а собака … лает

3. Машина едет, а самолет … летит

4. Голубь летает, а рыба … плавает

5. У кошки шерсть, а у утки … перья

6. Платье сшито из ткани, а ботинки … из кожи.

ОЦЕНКИ:

Каждое правильное решение оценивается в один балл.

14 ЗАДАНИЕ: «СРИСОВАНИЕ»

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы - квадрат и треугольник, а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт.

ИНСТРУКЦИЯ: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда и здесь положить узоры.

ОЦЕНКИ:

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 БАЛЛОВ - рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца

3 БАЛЛА - рисунок, в общем, похож на образец, но допущены некоторые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.