Основные признаки «трудных» учеников (9-11 классов):
пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, нежелание доводить начатое дело до конца, невыдержанность, замкнутость, повышенный интерес к сексуальным вопросам, курению и т.д.
2. Вопросы для беседы с трудным учеником:
Чем занимаешься после уроков?
С кем дружишь?
Какой учебный предмет нравится больше всего и почему?
Кого из учителей особенно уважаешь и за что?
Как помогаешь семье, как к тебе относятся члены семьи?
Хочешь ли ты, чтобы твои родители изменились?
Кем бы ты хотел стать в будущем?
Каким видом спорта предпочитаешь заниматься?
В чем бы ты мог себя реализовать?
Есть ли у тебя желание избавиться от дурных привычек и плохих черт характера?
Чем ты объясняешь свое негативное поведение и др.
3. Анкета родителям «трудного» ученика может иметь следующие вопросы:
Насколько аккуратно и систематически ваш ребенок выполняет режим дня? Занимается ли спортом?
Какие положительные черты характера своего ребенка вы могли бы назвать?
Какие отрицательные черты в поведении ребенка вами замечены?
Назовите внесемейные контакты вашего ребенка и каковы результаты такой дружбы?
Что любит ваш ребенок в большей мере: искусство, кино, животных, спорт и др.?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАТА:
неумение беседовать с учащимися, замкнутость, немногословность;
выражение неуверенности во взгляде, скудность речи;
излишняя строгость или гнев без особой причины;
попустительство или чрезмерная мягкость;
излишняя жестикуляция или беготня с места на место;
неумение найти свое место, определить положение рук;
неумение войти в контакт со всем классом;
отсутствие культуры и эстетики движения: сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук;
монотонность и безжизненность в голосе, неумение найти оптимальный вариант громкости в подаче команд;
неуверенность, страх, скованность и др.
В связи с чем рекомендуется психофизическая настройка, в частности:
систематический контроль за своим поведением, жестами, мимикой;
установка на доброжелательный, оптимистический тон разговора;
наличие разрядки в деятельности: чувство юмора, музыкотерапия, имитационная игра и др.;
настройка на душевное равновесие (не допускать угрюмости, преувеличения чужих пороков и ошибок);
проведение сеанса релаксации, аутогенной тренировки, психофизической гимнастики в целях эффективного расслабления, в частности самовнушение, самоустановка. Например, полезно мысленно произнести следующие фразы: «Я спокоен, я уверенно веду урок. Учащиеся слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Детям хорошо со мной. Я молод, красив и полон сил. Я хорошо владею собой. Учить - это интересно. Ученики уважают меня, слушают внимательно, работают творчески, с огоньком. Мне все нравится на уроке. Я - учитель, старший товарищ и друг».
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу педагогической деятельности.
Вспомните типичные ситуации, возникшие в процессе общения с учащимися на уроке, с родителями в процессе индивидуальной беседы. Проанализируйте причины и следствия их создания и разрешения.
Проанализируйте:
Удалось ли установить контакт с классом или отдельным учеником? Если не удалось, то почему?
Какие нежелательные качества личности проявились у вас во время работы с учащимися? Что тому способствовало?
Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:
Сколько учащихся из класса вы знаете по фамилии и имени;
Кто из учащихся является лидером, какими качествами он обладает?
Кто из учащихся может оказать помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий, их мотивация?
Каков мир увлечений в вашем классе или коллективе (наука, искусство, спорт и т.д.);
Охарактеризуйте индивидуальные возможности и способности учащихся своего класса, их творческие и физические возможности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
№
Качества личности
Уровень сформированности (В,С,Н)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Умение общаться с детьми, педагогами
Интерес к профессиональной деятельности
Понимание детей
Владение умениями и навыками самоорганизации
Уровень развития нравственных качеств
Ответственность
Чувство такта
Чувство совести
Дисциплинированность
Трудолюбие
Настойчивость
Аккуратность
Проявление терпимости к детям
Способность к сопереживанию (эмпатия)
Умение планировать образовательную деятельность
Профессионально - речевое развитие
Организаторские способности
Частота проявления творчества в учебной деятельности
Умение вызвать и поддержать творчество у детей
Инициативность
Восприимчивость к новому, нетрадиционному
Владение мимикой, жестами, эмоциональным состоянием
Умение проводить самооценку деятельности
Разнообразие активно используемых форм, методов и приемов работы.
Уровни: В - высокий
С - средний
Н - низкий
Общий: по частоте встречаемости
5. 15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
Ваши общие впечатления о педагогической практике (одобрение, критика, пожелание, советы тем, кто придет после вас, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.).
Что вызвало наибольшие трудности:
Подготовка к урокам? Их проведение?
Подготовка и проведение внеурочных мероприятий?
Как вы лично оцениваете уровень проведения вами занятий, мероприятий?
Нужна ли специальная подготовка к практике?
Если «да», то какие формы предпочтительнее:
специальные занятия (например, педагогический практикум);
самостоятельная работа в кабинете педагогики с методическими материалами (методическими разработками, памятками, инструкциями, образцами планов-конспектов, сценариев воспитательных мероприятий и т.п.);
посещение школ в течение учебного года.
Если «нет», то какие будут предложения?
По каким позициям требуется особенно интенсивная подготовка:
работа по содержанию преподаваемых дисциплин;
оформление конспектов;
методика организации и проведения занятий;
работа по разработке сценариев внеурочных мероприятий;
проведение внеучебных мероприятий;
методика диагностики учащихся;
методика работы по составлению психолого-педагогических характеристик;
порядок оформления документов по пед. практике.
Достаточна ли помощь, полученная от учителя-методиста школы, университетского методиста-руководителя?
Ваши предложения по ее улучшению.
Как повлияла практика на вашу профессиональную ориентацию:
укрепила в правильности выбранной профессии, в способности стать педагогом;
ничего не изменила;
склонность к мысли, что педагогом стать не смогу;
вызвала иные соображения.
Что вы думаете о критериях оценки работы студента? По каким показателям судить о качестве его педагогической деятельности?
Какие способы такой оценки наиболее целесообразны:
тестирование, опросы (замеры сформированности педагогических умений с учетом исходного уровня);
самоанализ (например, в форме педагогического сочинения);
характеристика и оценка учителя-методиста, классного воспитателя;
мнения учащихся.
Список литературы для студентов,
проходящих педагогическую практику.
Гамезо М.В., Домашенко И.Я. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ? - М., 1997.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.
Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-изд. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1998 - 632 с.
Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю. - М.: Просвещение, 1977.
Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно - методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. - Пятигорск: Изд - во ПГЛУ, 2000 - 40 с.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого - дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999 - 354 с.
Познай себя: Диагностические методики самопознания. - Ставрополь: Изд - во СКИУУ, 1995 - 72 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 - 672 с.
Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1999.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1999.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов. - Курск: Педсервис, 1998.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.
Уманский Л.И., Чернышев А.С. и др. Карта - схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. - Курск, 1971.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.
Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - М.: Курск, 1997.
Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Российское пед. агентство, 1998.
Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Социально-психологические основы работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7