Рефераты. Педагогическая практика студентов по педагогике и психологии

Основные признаки «трудных» учеников (9-11 классов):

пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, нежелание доводить начатое дело до конца, невыдержанность, замкнутость, повышенный интерес к сексуальным вопросам, курению и т.д.

2. Вопросы для беседы с трудным учеником:

Чем занимаешься после уроков?

С кем дружишь?

Какой учебный предмет нравится больше всего и почему?

Кого из учителей особенно уважаешь и за что?

Как помогаешь семье, как к тебе относятся члены семьи?

Хочешь ли ты, чтобы твои родители изменились?

Кем бы ты хотел стать в будущем?

Каким видом спорта предпочитаешь заниматься?

В чем бы ты мог себя реализовать?

Есть ли у тебя желание избавиться от дурных привычек и плохих черт характера?

Чем ты объясняешь свое негативное поведение и др.

3. Анкета родителям «трудного» ученика может иметь следующие вопросы:

Насколько аккуратно и систематически ваш ребенок выполняет режим дня? Занимается ли спортом?

Какие положительные черты характера своего ребенка вы могли бы назвать?

Какие отрицательные черты в поведении ребенка вами замечены?

Назовите внесемейные контакты вашего ребенка и каковы результаты такой дружбы?

Что любит ваш ребенок в большей мере: искусство, кино, животных, спорт и др.?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАТА:

неумение беседовать с учащимися, замкнутость, немногословность;

выражение неуверенности во взгляде, скудность речи;

излишняя строгость или гнев без особой причины;

попустительство или чрезмерная мягкость;

излишняя жестикуляция или беготня с места на место;

неумение найти свое место, определить положение рук;

неумение войти в контакт со всем классом;

отсутствие культуры и эстетики движения: сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук;

монотонность и безжизненность в голосе, неумение найти оптимальный вариант громкости в подаче команд;

неуверенность, страх, скованность и др.

В связи с чем рекомендуется психофизическая настройка, в частности:

систематический контроль за своим поведением, жестами, мимикой;

установка на доброжелательный, оптимистический тон разговора;

наличие разрядки в деятельности: чувство юмора, музыкотерапия, имитационная игра и др.;

настройка на душевное равновесие (не допускать угрюмости, преувеличения чужих пороков и ошибок);

проведение сеанса релаксации, аутогенной тренировки, психофизической гимнастики в целях эффективного расслабления, в частности самовнушение, самоустановка. Например, полезно мысленно произнести следующие фразы: «Я спокоен, я уверенно веду урок. Учащиеся слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Детям хорошо со мной. Я молод, красив и полон сил. Я хорошо владею собой. Учить - это интересно. Ученики уважают меня, слушают внимательно, работают творчески, с огоньком. Мне все нравится на уроке. Я - учитель, старший товарищ и друг».

5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу педагогической деятельности.

Вспомните типичные ситуации, возникшие в процессе общения с учащимися на уроке, с родителями в процессе индивидуальной беседы. Проанализируйте причины и следствия их создания и разрешения.

Проанализируйте:

Удалось ли установить контакт с классом или отдельным учеником? Если не удалось, то почему?

Какие нежелательные качества личности проявились у вас во время работы с учащимися? Что тому способствовало?

Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:

Сколько учащихся из класса вы знаете по фамилии и имени;

Кто из учащихся является лидером, какими качествами он обладает?

Кто из учащихся может оказать помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий, их мотивация?

Каков мир увлечений в вашем классе или коллективе (наука, искусство, спорт и т.д.);

Охарактеризуйте индивидуальные возможности и способности учащихся своего класса, их творческие и физические возможности.

5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.

Качества личности

Уровень сформированности (В,С,Н)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Умение общаться с детьми, педагогами

Интерес к профессиональной деятельности

Понимание детей

Владение умениями и навыками самоорганизации

Уровень развития нравственных качеств

Ответственность

Чувство такта

Чувство совести

Дисциплинированность

Трудолюбие

Настойчивость

Аккуратность

Проявление терпимости к детям

Способность к сопереживанию (эмпатия)

Умение планировать образовательную деятельность

Профессионально - речевое развитие

Организаторские способности

Частота проявления творчества в учебной деятельности

Умение вызвать и поддержать творчество у детей

Инициативность

Восприимчивость к новому, нетрадиционному

Владение мимикой, жестами, эмоциональным состоянием

Умение проводить самооценку деятельности

Разнообразие активно используемых форм, методов и приемов работы.

Уровни: В - высокий

С - средний

Н - низкий

Общий: по частоте встречаемости

5. 15. Обсуждаем итоги педагогической практики.

Ваши общие впечатления о педагогической практике (одобрение, критика, пожелание, советы тем, кто придет после вас, ваше самочувствие, надежды, сомнения и т.п.).

Что вызвало наибольшие трудности:

Подготовка к урокам? Их проведение?

Подготовка и проведение внеурочных мероприятий?

Как вы лично оцениваете уровень проведения вами занятий, мероприятий?

Нужна ли специальная подготовка к практике?

Если «да», то какие формы предпочтительнее:

специальные занятия (например, педагогический практикум);

самостоятельная работа в кабинете педагогики с методическими материалами (методическими разработками, памятками, инструкциями, образцами планов-конспектов, сценариев воспитательных мероприятий и т.п.);

посещение школ в течение учебного года.

Если «нет», то какие будут предложения?

По каким позициям требуется особенно интенсивная подготовка:

работа по содержанию преподаваемых дисциплин;

оформление конспектов;

методика организации и проведения занятий;

работа по разработке сценариев внеурочных мероприятий;

проведение внеучебных мероприятий;

методика диагностики учащихся;

методика работы по составлению психолого-педагогических характеристик;

порядок оформления документов по пед. практике.

Достаточна ли помощь, полученная от учителя-методиста школы, университетского методиста-руководителя?

Ваши предложения по ее улучшению.

Как повлияла практика на вашу профессиональную ориентацию:

укрепила в правильности выбранной профессии, в способности стать педагогом;

ничего не изменила;

склонность к мысли, что педагогом стать не смогу;

вызвала иные соображения.

Что вы думаете о критериях оценки работы студента? По каким показателям судить о качестве его педагогической деятельности?

Какие способы такой оценки наиболее целесообразны:

тестирование, опросы (замеры сформированности педагогических умений с учетом исходного уровня);

самоанализ (например, в форме педагогического сочинения);

характеристика и оценка учителя-методиста, классного воспитателя;

мнения учащихся.

Список литературы для студентов,

проходящих педагогическую практику.

Гамезо М.В., Домашенко И.Я. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1999.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ? - М., 1997.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.

Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-изд. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1998 - 632 с.

Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю. - М.: Просвещение, 1977.

Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно - методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. - Пятигорск: Изд - во ПГЛУ, 2000 - 40 с.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого - дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999 - 354 с.

Познай себя: Диагностические методики самопознания. - Ставрополь: Изд - во СКИУУ, 1995 - 72 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 - 672 с.

Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1999.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд - во ВЛАДОС, 1999.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов. - Курск: Педсервис, 1998.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

Уманский Л.И., Чернышев А.С. и др. Карта - схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. - Курск, 1971.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - М.: Курск, 1997.

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Российское пед. агентство, 1998.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Социально-психологические основы работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1989.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.