какими приемами активизации пользовался учитель;
какова степень увлеченности учащихся ходом мероприятия;
влияние личности учителя на подготовку и проведение мероприятия, его педагогический такт;
коллективные психолого-педагогические проявления учащихся во время мероприятия (смех, юмор, дух соревнования, соперничества, коллективное сопереживание, подражание, микроклимат и т.д.);
какой научно-методический материал был использован при проведении мероприятия, его содержательность, связь с жизнью;
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫВОДЫ. ОБЩАЯ ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЯ
степень достижения поставленной цели и задач в ходе мероприятия;
какие элементы знаний, умений, навыков, понятий приобрели учащиеся при подготовке и проведения мероприятия, уровень их развития;
воспитанию каких качеств личности, творчества способствовало данное мероприятие;
какое значение имеет данное мероприятия для совершенствования межличностных отношений в классе; сплочения коллектива; изменения морально-психологического климата; пробуждения; интереса к тем вопросам, которым было посвящено мероприятие;
анализ причин успеха, неудач, ошибок, просчетов и недостатков, снизивших эффективность мероприятия, способа их устранения;
способствовало ли проведенное мероприятие Вашему развитию как педагога;
какие коррективы Вы внесли бы в организацию своей деятельности
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач*
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако, большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
Приведем примеры педагогических ситуаций.
Пример 1. В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.
Что делать с Валерием?
А что случилось?
Перестал посещать уроки физкультуры, не явился на тренировку школьной баскетбольной команды, а через неделю - городские соревнования. Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» - А он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»
Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?
Пример 2. Один из мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже. Как быть?
Пример 3. На уроке в 5 классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет урок и жалко терять на них время, с другой - необходимо обязательно добиться выполнения требования, иначе учащиеся воспримут этот случай как сигнал к тому, что можно вообще не слушаться Вас. Как Вы поступите?
Рекомендуем внимательно изучить схему анализа педагогических ситуаций:
прочитать соответствующий материал учебника или лекции по курсу «Педагогика и психология»;
перед проведением анализа педагогических ситуаций получить консультацию у преподавателя педагогики и психологии;
результаты анализа оформить в педагогическом дневнике или использовать при собеседовании с методистами;
проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие;
перевести наблюдаемые факты на язык педагогических категорий;
выявить источник развития анализируемого события, определить характер, форму и направленность этого развития;
выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого пути решения ситуации;
выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие;
определить положения педагогической теории, которые были удачно использованы для решения ситуации;
указать ошибки, допущенные в педагогической ситуации;
предложить формы, методы и средства педагогического воздействия, которые можно было бы использовать для достижения положительного результата.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
Опыт проведения педагогической практики показывает, что наиболее сложной ее частью является организация и проведение родительского собрания. Проводить его трудно без знаний и учета особенностей учебно-воспитательного процесса в классе. Отсюда следует помнить, что к проведению родительского собрания предъявляется ряд специфических требований:
1. Объявление о дате родительского собрания и его теме делается через учащихся не позже чем за неделю.
2. Регистрация родителей ведется в явочном листе.
3. При необходимости (если имеются интересные предложения) ведется протокол собрания.
4. Принимаемые решения по обсуждаемому вопросу доводятся до сведения всех родителей, учащихся, учителей, работающих в классе.
5. Выбираются ответственные за выполнение принятого решения из числа родителей и других лиц.
К родительским собраниям рекомендуется готовить выставку работ учащихся, отражающих их деятельность (тетради, творческие работы, работы по ИЗО, труду и др.).
На родительское собрание, в зависимости от содержания могут быть приглашены учителя, работающие в данном классе, завуч, организатор внеклассной и внешкольной работы, директор, шефы, представители общественных организаций и предприятий, на которых работают родители учащихся.
Родительское собрание для начинающих учителей, студентов - трудная форма работы, особенно по итогам успеваемости учащихся. Собрание с такой повесткой дня имеет особое значение, так как подводит итоги работы не только учащихся и учителей, работающих в классе, но и самих родителей. Для проведения такого собрания необходимо:
посетить уроки учителей, работающих в классе; провести беседу о поведении и успеваемости учеников;
помогать учителям в организации и проведении занятий с плохо успевающими учащимися; посещать таких учащихся на дому и выяснять условия их жизни, беседовать с родителями;
приглашать родителей в школу для индивидуальной беседы;
вести учет и анализ успеваемости и поведения учащихся при необходимости осуществлять их коррекцию.
Темами родительских собраний и бесед могут быть: контроль домашних заданий; организация досуга учащихся; обзор современной периодической печати по проблемам воспитания, развития, образования; создание положительного психологического микроклимата в семье; особенности воспитательной работы с трудными учащимися и др.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
1. Основные признаки «трудных» учеников (5-8 классов):
грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться, стремление сделать что-то плохое, повышенный интерес к воровству, мошенничеству и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7