Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.
Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Титульный лист:
План
воспитательной работы на период практики помощника классного руководителя 8 «а» класса СШ № 5 г. Ставрополя, студента - Ф.И.О., курс, группа
Классный руководитель: звание, Ф.И.О.
/подпись/
Методист по педагогике: ученое звание, Ф.И.О.
На второй странице отражаются:
Краткая характеристика класса.
Основные воспитательные задачи (вытекающие из краткой характеристики класса)
Основные виды и формы деятельности классного коллектива
№№ п/п
Содержание работы
Сроки проведения
Исполнители
Формы проведения
4. Организация и воспитание классного коллектива.
5. Воспитание политической культура.
6. Воспитание духовной, интеллектуальной культуры.
7. Воспитание экономической культуры.
8. Воспитание культуры труда и профориентации.
9. Культура нравственных отношений.
10. Воспитание культуры поведения и общения.
11. Воспитание культуры семейной жизни и половых отношений.
12. Воспитание военно-патриотической культуры.
13. Воспитание культуры межнациональных отношений.
14. Воспитание гражданской культуры.
15. Антинаркотическое и антиалкогольное воспитание.
16. Воспитание правовой культуры.
17. Воспитание экологической культуры.
18. Воспитание эстетической культуры.
19. Воспитание физической культуры.
20. Работа с родителями.
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
Умственное воспитание.
Конкурс «Знаешь ли ты пословицы?»
Математическая игротека
Лингвистическая игротека
Час веселой математики
Игротека юных натуралистов
Викторина почемучек
Турниры - викторины: «Времена года»; «Лес»; «Растения»; «Животные»; «Народы мира»; «Космос»; «Страны и континенты»; «Профессии»; «Транспорт»; «Спорт»; «Писатели и книга» и т.д.
Рассказ - эстафета
Игры - путешествия: «Наш город»; «Вокруг света»; «Удивительное рядом»; «Путешествие на машине времени» и т.д.
Ролевые игры на местности «Тайна» или «Следопыты»
Эстетическое воспитание.
Концерт - беседа о музыке
Заочная экскурсия: «Васнецов - художник - сказочник»; «Левитан - певец русской природы»; «Дети в картинах А.Пластова»
Утренники: «Герои сказок у нас в гостях»; «Книги - наши друзья»; «Мы любим сказки»
Беседы: «Красивые и некрасивые поступки»; «Чем красивы люди вокруг нас»
Музыкально-литературная композиция «Времена года»
Литературная гостиная
Беседа о культуре речи
Операция «Говорящий портфель»
Операция «Праздничный сюрприз»
Концерт - молния на тему: «Встреча Нового Года»; «Проводы зимы»; «Лесной карнавал»; «На всемирном фестивале»
Литературно-художественные конкурсы: «Лучший коллективный рисунок»; «Лучший комикс»; «Лучшее фото» и т.д.
3. Трудовое воспитание.
Беседы: «Всякая вещь трудом создана»; «Учись приносить людям пользу»; «Всегда найдется дело для умелых рук»; «Про колосок и хлеба кусок»
Коллективное творческое дело «Город веселых мастеров»
Трудовая атака
Операция «Подарок далеким друзьям»
Коллективное творческое дело «Школьная фабрика» (по изготовлению наглядных дидактических пособий, оформлению школьных помещений)
Операция «Уставший металл»; «Бумажный клад»
Праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус»
4. Патриотическое воспитание.
«Это русская страна - это Родина моя» - литературно-музыкальная композиция
Устный журнал «Край мой любимый»
Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества
Коллективное творческое дело «Салют ветеранам»
Праздник «Нет в мире краше Родины нашей»
5. Этическое воспитание.
Беседы: «Азбука вежливости»; «Умей трудиться в коллективе»; «Об отзывчивости человека»; «Правила, обязательные для всех»; «Не будь равнодушным»; «О бескорыстии в дружбе»; «Верность слову и обещаниям»; «Уважай свое время и время других»; «Правила поведения в общественных местах»
6. Физическое воспитание.
Спортивный праздник «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»
Соревнования «Царь горы»
Беседа «О гигиене»
Викторина «Герои олимпиад»
Веселая спартакиада
«Снежная Олимпиада»
Беседа «Олимпийцы среди нас»
Беседа «Формирование здорового образа жизни»
7. Формирование мировоззрения.
Обзор детской научно-популярной литературы для учащихся 5-9 классов
Викторина «Счастливый случай»
Игра - путешествие «Вокруг света»
8. Экологическое воспитание.
Беседа «Остановись. Оглянись».
Игра «Зеленые тайны»
КВН «В мире животных»
Праздник «День птиц»
Экологический эрудицион - «Свалка по имени Земля»
9. Правовое воспитание.
Игра - путешествие «Ходи по улицам с умом»
Беседа «Алкоголь и подростки»
5.6. Структура плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия.
План - конспект
Зачетно - воспитательного мероприятия, проведенного
в 10 «А» классе СШ № 5 г.Ставрополя
студентом - практикантом V курса ФФК Ф.И.О.
Утверждаю:
Классный руководитель /подпись/
Методист по педагогике и психологии /подпись/
На второй странице отражаются: тема мероприятия; цель; задачи; форма проведения; оборудование; участники; время и место проведения.
Затем:
указывается продолжительность мероприятия;
описывается план подготовки мероприятия, в котором отражаются дела учащихся на подготовительном этапе;
представляется краткий план хода мероприятия;
излагается основной текст содержательной части мероприятия в соответствии с планом проведения;
производится анализ мероприятия, подводятся итоги, выставляется оценка методистом по педагогике и психологии.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Подобрать интересную для учащихся тему (можно использовать анкетирование).
Определить цели проведения мероприятия (образовательную, воспитательную, развивающую).
Определить содержание мероприятия, его форму, структуру. Подобрать необходимую литературу и оборудование.
Сформировать творческие группы (по видам деятельности) для написания сценария и подготовки мероприятия. При разработке сценария обязательно определить роль учеников, зрителей, их обязанности.
Продумать оформление места проведения мероприятия в форме соревнования).
Обязательно прорепетировать центральные моменты мероприятия, проверить готовность технических средств.
Заблаговременно вывесить красочное объявление о дате и месте проведения мероприятия, его теме.
При проведении мероприятия студент выполняет роль, отведенную ему сценарием.
Разработать развернутый план - конспект воспитательного мероприятия, согласовать с классным руководителем и методистом.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
дата и время проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, секция, коллектив), кто проводит;
чем обусловлен выбор темы: школьными (классными) традициями, системой воспитательной работы школы (класса), возрастными особенностями учащихся, актуальностью проблемы и т.д.;
воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;
целесообразность выбора формы (беседа, диспут, дискуссия, КВН, викторина, устный журнал).
2. АНАЛИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
кто был инициатором проведения мероприятия (учитель, родители, учащиеся) и кто его готовил;
как учитывались интересы учащихся при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность;
степень участия учащихся в подготовке мероприятия, их инициатива, активность;
с чем неожиданным Вы столкнулись в процессе мероприятия;
подбор текстов, технических средств, костюмов, изготовление наглядности и т.д.
3. АНАЛИЗ ХОДА МЕРОПРИЯТИЯ:
соответствие содержания поставленной цели и задачам, ее конкретность, убедительность;
соответствие времени;
мера организованности и дисциплинированности учащихся во время проведения мероприятия;
оснащенность оборудованием, ТСО, наглядностью;
насколько четко, логично, эмоционально раскрыты цели и задачи мероприятия;
каким был стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7