Рефераты. Педагогическая практика студентов по педагогике и психологии

Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.

Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.

5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

Титульный лист:

План

воспитательной работы на период практики помощника классного руководителя 8 «а» класса СШ № 5 г. Ставрополя, студента - Ф.И.О., курс, группа

Классный руководитель: звание, Ф.И.О.

/подпись/

Методист по педагогике: ученое звание, Ф.И.О.

/подпись/

На второй странице отражаются:

Краткая характеристика класса.

Основные воспитательные задачи (вытекающие из краткой характеристики класса)

Основные виды и формы деятельности классного коллектива

№№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Исполнители

Формы проведения

4. Организация и воспитание классного коллектива.

5. Воспитание политической культура.

6. Воспитание духовной, интеллектуальной культуры.

7. Воспитание экономической культуры.

8. Воспитание культуры труда и профориентации.

9. Культура нравственных отношений.

10. Воспитание культуры поведения и общения.

11. Воспитание культуры семейной жизни и половых отношений.

12. Воспитание военно-патриотической культуры.

13. Воспитание культуры межнациональных отношений.

14. Воспитание гражданской культуры.

15. Антинаркотическое и антиалкогольное воспитание.

16. Воспитание правовой культуры.

17. Воспитание экологической культуры.

18. Воспитание эстетической культуры.

19. Воспитание физической культуры.

20. Работа с родителями.

5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.

Умственное воспитание.

Конкурс «Знаешь ли ты пословицы?»

Математическая игротека

Лингвистическая игротека

Час веселой математики

Игротека юных натуралистов

Викторина почемучек

Турниры - викторины: «Времена года»; «Лес»; «Растения»; «Животные»; «Народы мира»; «Космос»; «Страны и континенты»; «Профессии»; «Транспорт»; «Спорт»; «Писатели и книга» и т.д.

Рассказ - эстафета

Игры - путешествия: «Наш город»; «Вокруг света»; «Удивительное рядом»; «Путешествие на машине времени» и т.д.

Ролевые игры на местности «Тайна» или «Следопыты»

Эстетическое воспитание.

Концерт - беседа о музыке

Заочная экскурсия: «Васнецов - художник - сказочник»; «Левитан - певец русской природы»; «Дети в картинах А.Пластова»

Утренники: «Герои сказок у нас в гостях»; «Книги - наши друзья»; «Мы любим сказки»

Беседы: «Красивые и некрасивые поступки»; «Чем красивы люди вокруг нас»

Музыкально-литературная композиция «Времена года»

Литературная гостиная

Беседа о культуре речи

Операция «Говорящий портфель»

Операция «Праздничный сюрприз»

Концерт - молния на тему: «Встреча Нового Года»; «Проводы зимы»; «Лесной карнавал»; «На всемирном фестивале»

Литературно-художественные конкурсы: «Лучший коллективный рисунок»; «Лучший комикс»; «Лучшее фото» и т.д.

3. Трудовое воспитание.

Беседы: «Всякая вещь трудом создана»; «Учись приносить людям пользу»; «Всегда найдется дело для умелых рук»; «Про колосок и хлеба кусок»

Коллективное творческое дело «Город веселых мастеров»

Трудовая атака

Операция «Подарок далеким друзьям»

Коллективное творческое дело «Школьная фабрика» (по изготовлению наглядных дидактических пособий, оформлению школьных помещений)

Операция «Уставший металл»; «Бумажный клад»

Праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус»

4. Патриотическое воспитание.

«Это русская страна - это Родина моя» - литературно-музыкальная композиция

Устный журнал «Край мой любимый»

Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества

Коллективное творческое дело «Салют ветеранам»

Праздник «Нет в мире краше Родины нашей»

5. Этическое воспитание.

Беседы: «Азбука вежливости»; «Умей трудиться в коллективе»; «Об отзывчивости человека»; «Правила, обязательные для всех»; «Не будь равнодушным»; «О бескорыстии в дружбе»; «Верность слову и обещаниям»; «Уважай свое время и время других»; «Правила поведения в общественных местах»

6. Физическое воспитание.

Спортивный праздник «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»

Соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»

Соревнования «Царь горы»

Беседа «О гигиене»

Викторина «Герои олимпиад»

Веселая спартакиада

«Снежная Олимпиада»

Беседа «Олимпийцы среди нас»

Беседа «Формирование здорового образа жизни»

7. Формирование мировоззрения.

Обзор детской научно-популярной литературы для учащихся 5-9 классов

Викторина «Счастливый случай»

Игра - путешествие «Вокруг света»

8. Экологическое воспитание.

Беседа «Остановись. Оглянись».

Игра «Зеленые тайны»

КВН «В мире животных»

Праздник «День птиц»

Экологический эрудицион - «Свалка по имени Земля»

9. Правовое воспитание.

Игра - путешествие «Ходи по улицам с умом»

Беседа «Алкоголь и подростки»

5.6. Структура плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия.

Титульный лист:

План - конспект

Зачетно - воспитательного мероприятия, проведенного

в 10 «А» классе СШ № 5 г.Ставрополя

студентом - практикантом V курса ФФК Ф.И.О.

Утверждаю:

Классный руководитель /подпись/

Методист по педагогике и психологии /подпись/

На второй странице отражаются: тема мероприятия; цель; задачи; форма проведения; оборудование; участники; время и место проведения.

Затем:

указывается продолжительность мероприятия;

описывается план подготовки мероприятия, в котором отражаются дела учащихся на подготовительном этапе;

представляется краткий план хода мероприятия;

излагается основной текст содержательной части мероприятия в соответствии с планом проведения;

производится анализ мероприятия, подводятся итоги, выставляется оценка методистом по педагогике и психологии.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Подобрать интересную для учащихся тему (можно использовать анкетирование).

Определить цели проведения мероприятия (образовательную, воспитательную, развивающую).

Определить содержание мероприятия, его форму, структуру. Подобрать необходимую литературу и оборудование.

Сформировать творческие группы (по видам деятельности) для написания сценария и подготовки мероприятия. При разработке сценария обязательно определить роль учеников, зрителей, их обязанности.

Продумать оформление места проведения мероприятия в форме соревнования).

Обязательно прорепетировать центральные моменты мероприятия, проверить готовность технических средств.

Заблаговременно вывесить красочное объявление о дате и месте проведения мероприятия, его теме.

При проведении мероприятия студент выполняет роль, отведенную ему сценарием.

Разработать развернутый план - конспект воспитательного мероприятия, согласовать с классным руководителем и методистом.

5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

дата и время проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, секция, коллектив), кто проводит;

чем обусловлен выбор темы: школьными (классными) традициями, системой воспитательной работы школы (класса), возрастными особенностями учащихся, актуальностью проблемы и т.д.;

воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;

целесообразность выбора формы (беседа, диспут, дискуссия, КВН, викторина, устный журнал).

2. АНАЛИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

кто был инициатором проведения мероприятия (учитель, родители, учащиеся) и кто его готовил;

как учитывались интересы учащихся при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность;

степень участия учащихся в подготовке мероприятия, их инициатива, активность;

с чем неожиданным Вы столкнулись в процессе мероприятия;

подбор текстов, технических средств, костюмов, изготовление наглядности и т.д.

3. АНАЛИЗ ХОДА МЕРОПРИЯТИЯ:

соответствие содержания поставленной цели и задачам, ее конкретность, убедительность;

соответствие времени;

мера организованности и дисциплинированности учащихся во время проведения мероприятия;

оснащенность оборудованием, ТСО, наглядностью;

насколько четко, логично, эмоционально раскрыты цели и задачи мероприятия;

каким был стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.