Рефераты. Методика преподавания иностранного языка в 7-х классах средней школы

Чтение всегда направлено на восприятие готового ре-чевого сообщения (а не на его создание), на получение ин-формации, поэтому его относят к рецептивным видам ре-чевой деятельности. Особенностью чтения является то, что оценка успешности его осуществления носит субъектив-ный характер и находит выражение в удовлетворенности читающего полученным результатом -- достигнутой сте-пенью полноты и точности понимания.

В каждом конкретном случае читающий определенным образом комбинирует различные операции и действия, свя-занные со смысловой и перцептивной переработкой воспри-нимаемого материала, соотнося их с задачей чтения. Чте-ния вообще не бывает, оно всегда реализуется в одном из своих конкретных проявлений, представляющем у опыт-ного чтеца наиболее рациональное, с точки зрения стоящей задачи, сочетание операций смысловой и перцептивной пе-реработки материала, воспринимаемого зрительно. Вариан-ты комплексов операций, обусловленных целью чтения, по-лучили название видов чтения. Всего насчитывается около 50 видов и подвидов чтения, различающихся по результату деятельности (характеру понимания), и соответственно, по процессам ее протекания.

Таким образом, чтение представляет собой сложную пер-цептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процес-суальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующийся в зависимости от ее цели. Зре-лым является чтец, свободно осуществляющий данный вид речевой деятельности, благодаря имеющейся у него спо-собности каждый раз избирать вид чтения, адекватный по-ставленной задаче, что позволяет ему решать ее не только правильно, но и быстро, благодаря полной автоматизированности технических навыков.

Глава § 1

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.

Чтение как средство обучения.

Чтение является и целью, и средством обучения ино-странному языку. В учебном процессе следует четко раз-личать эти его две функции, так как она определяют мето-дическую организацию всей работы.

Чтение как цель обучения. Овладение учащимися уме-нием читать на иностранном языке является одной из прак-тических целей изучения этого предмета в средней школе.

Выпускники школы смогут пользоваться приобретенным умением практически, если их чтение будет зрелым. Сте-пень совершенства зрелости может, однако, быть различ-ной, и перед школой стоит задача обеспечить так называе-мый минимальный ее уровень (минимальный уровень ком-муникативной компетентности). Его достижение обязатель-но, так как только в этом случае создаются объективные предпосылки для чтения по собственной инициативе.

Ограничение задач минимальным уровнем зрелости проявляется в требованиях как к самому умению читать, так и к объему языкового материала, которым необходи-мо для этого овладеть. Решающим является крите-рий достаточности: уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как речевой деятельности.

Минимальный уровень зрелости связан прежде всего с ограничением количества видов чтения, которыми овладе-вают учащиеся. При их определении исходят из практи-ческих потребностей, тех задач, которые чаще всего воз-никают при обращении к книге на иностранном языке (си-туаций чтения) Б. Ф. Корндорф, Методика преподавания английского языка, М., 1958, стр. 249.

Все ситуации чтения делятся на две группы: ситуации, в которых читающему необходимо только получить содер-жащуюся в тексте информацию, и ситуации, в которых од-новременно с ее получением требуется передать ее в том же виде другим лицам. В первом случае используется чте-ние про себя, во втором -- чтение вслух. Задачей школы является научить учащихся читать про себя, так как в жизни чтение вслух ни иностранном языке требуется очень небольшому кругу лиц (учителям, актерам, дикторам и др.).

Любой специалист должен уметь, как минимум, подо-брать необходимую ему литературу на иностранном языке и точно понять важную для него информацию, а также быть в курсе достижений в интересующей его области. Эти самые частые случаи работы с книгой требуют видов чтения, ко-торые получили название просмотрового, изучающего и ознакомительного.

Указанные виды чтения имеют целью получение раз-ных результатов. Так, первый из них направлен на то, что-бы составить представление о тематике статьи/книги. Для получения этой информации бывает достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать отдельные абза-цы или даже предложения, т.е. просмотреть статьи/книги. При ознакомительном чтении читающий знакомится с кон-кретным содержанием книги/статьи, сосредоточивая свое внимание преимущественно на основной информации, по-чему этот вид иногда называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром тем-пе. Наконец, при изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержа-щуюся в тексте, критически ее осмыслить. Обычно предпо-лагается дальнейшее использование этой информации, поэ-тому уже в процессе чтения действует установка на ее дли-тельное запоминание. Все это приводит к тому, что это чте-ние бывает довольно медленным, оно сопровождается оста-новками и перечитыванием отдельных мест.

Помимо степени полноты понимания для оценки эффек-тивности того или иного вида чтения в практике работы используется также показатель его скорости. Соответствен-но, конечные требования, отражающие минимальный уро-вень зрелости, для указанных видов чтения можно сформу-лировать следующим образом:

Ознакомительное чтение: степень полноты понимания -- не менее 70 % содержащихся в тексте фактов, включая все основные. Понимание основной информации должно быть точным, второстепенной -- неискаженным. Скорость для английского и французского языков -- 180 -- 190 сл/мин для немецкого -- 140 -- 150 сл/мин (Эта скорость чуть выше скорости быстрого чтения вслух, что свидетельствует о том, что внутреннее проговаривание читающего начало приобретать свернутый характер, являющийся одним из при-знаков зрелости чтения про себя.).

Степень автоматизированности технических навыков у учащихся обычно определяется по этому виду чтения.

Изучающее чтение: степень полноты понимания -- 100% причем ожидается точное (адекватное) понимание всей ин-формации. Скорость рассматривается как факультативный показатель, однако, она не должна быть ниже 50 -- 60 сл./ мин.

Просмотровое чтение; этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового ма-териала, поэтому в школе обучают лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста. Время, отводимое на просмотр, определяется из расчета 1 -- 1,5 страницы за минуту.

Достижение перечисленных требований обеспечивает возможность практического применения приобретенного умения читать Д. В. Иванов, Об основах аналитического чтения, «Уче-ные записки МОПИ», том XIX, вып. 4, 1959.

Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использо-вать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитатель-ных целях. При чтении развивается языковая наблюда-тельность, и учащиеся приучаются внимательнее относить-ся к языковому оформлению своих мыслей.

Чтение как средство обучения.

Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным сред-ством обучения. Его положительная роль особенно ощути-ма в овладении языковым материалом: мнемическая дея-тельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новых для учащихся. Поэтому на продвинутых ступенях обучения чтение текстов выступает и как один из способов расширения словаря.

Запоминание при чтении может быть как непроизволь-ным, так и произвольным. Первое имеет место преимуще-ственно при быстром (ознакомительном) чтении, когда вни-мание читающего целиком направлено на содержание текста (вместе с содержанием, он запоминает и его языковую фор-му). Результативность запоминания этого вида особенно ощутима при обильном чтении, поэтому на всех ступенях обучения рекомендуется читать много легких (для соответ-ствующего уровня) текстов. Произвольное запоминание достигается тем, что внимание учащегося сознательно (при помощи специальных заданий учителя или по собственной инициативе) направляется не только на содержание, но и на языковые средства его выражения.

В практике работы необходимо опираться на оба вида запоминания, и, подчеркивая назначение учебного текста с этой точки зрения, в методической литературе часто раз-личают тексты для экстенсивного и интенсивного чтения. В первом случае объектом работы, которая основывается на ознакомительном чтении, является только содержание текста, а во втором, строящемся на изучающем чтении, -- и его языковой материал.

Запоминание языкового материала, происходящее во время чтения, обеспечивает накопление положительного язы-кового опыта, наличие которого -- необходимое условие пра-вильности устной речи (говорения): в текстах изучаемые язы-ковые единицы многократно повторяются в разнообразных контекстах, благодаря чему в сознании учащегося уточняются их семантические границы и нормы употребле-ния (сочетаемость лексических единиц, наполнение грам-матических структур, соотнесение и тех и других с раз-ными ситуациями общения).

Положительное влияние чтения на развитие устной ре-чи оказывается возможным благодаря тому, что в процес-сы чтения (и тихого и громкого) вовлечены все анализато-ры, участвующие в говорении.

Помимо этого, содержание прочитанных текстов слу-жит основой для многих упражнений, непосредственно на-правленных на развитие устной речи -- вопросо-ответные упражнения, пересказы, беседы и дискуссии по прочитанно-му и др.

Особое место занимает чтение вслух. Оно широко ис-пользуется для обучения произношению и является обя-зательным компонентом работы при объяснении нового язы-кового материала. Общность коммуникативных задач (пе-редача информации) и наличие громкой внешней речи де-лает чтение вслух ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразитель-ностью и обращенностью речи, постепенно увеличивать ее темп, сохраняя при этом правильность и т.д.

Упомянутые учебные функции чтения связаны с овла-дением учащимися языковым материалом и развитием их устной речи. Наряду с этим в учебном процессе использу-ются построенные на чтении формы работы, целью которых является тренировка тех или иных комплексов операций, необходимых для протекания чтения как речевой деятельности Л.С. Головкина. Синтетическое чтение на уроках английского языка в средней школе. Сб. Учителя о своей работе. М., 1962..

Так, в зависимости от того, какой комплекс мыслитель-ных операций, связанных со смысловой обработкой читае-мого, является объектом тренировки, различают синтети-ческое и аналитическое (с элементами анализа) чтение, беспереводное (с непосредственным пониманием) и переводное чтение. По характеру и степени помощи учащемуся выде-ляют чтение без словаря и со словарем, чтение с предвари-тельно снятыми трудностями и с неснятыми трудностями, подготовленное и неподготовленное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.