Рефераты. Методика преподавания иностранного языка в 7-х классах средней школы

Соответственно и упражнения, обучающие реферированию, можно разделить на 4 группы:

1. Упражнения, обучающие пониманию общего содержания прочитанного. К этой группе относятся такие упражнения, как определение возможного содержания по экспозиции, отыскива-ние при беглом знакомстве с текстом ответов на вопросы общего порядка (о ком и о чем идет речь, каковы время и место дей-ствия).

2. Упражнения, обучающие пониманию основных идей или фактов и выделению деталей. Эти упражнения направлены на отыскивание смысловых вех рассказа, установлению последова-тельности событий; одновременно они воспитывают внимание к деталям, умение определять их функцию в тексте. Типичными упражнениями этой группы являются составление плана, оза-главливание абзацев, подбор материала для характеристик действующих лиц и т. п. Усложнение упражнений в рефериро-вании может происходить путем постепенного перехода от кон-кретных понятий к абстрактным. В младших классах внимание следует привлекать к описанным в тексте фактам, в старших классах, помимо фактов, нужно останавливаться также на изло-женных в тексте идеях. Однако рассмотрение идей, заложенных в тексте, требует их анализа и оценки, что более специфично для упражнений следующей группы.

3. Упражнения, подготавливающие умение рецензировать прочитанное. Эти упражнения ставят перед учащимися задачу высказать их отношение к прочитанному, дать ему оценку и обосновать ее. Высшей формой проявления этого умения явля-ется составление отзыва о прочитанном. В процессе подготовки к этой форме деятельности у учащихся нужно развивать уме-ние выделять в тексте материал, свидетельствующий об отно-шении автора к тем или иным персонажам или фактам, обоб-щать отдельные факты и мысли и приходить к выводам, харак-теризующим позицию автора, не только опираясь при этом на прямо высказанные суждения (этим можно довольствоваться в младших классах), но и учитывая все косвенные факторы, на-меки, умолчания и т. п.

Наряду с анализом позиции автора необходимо определить и собственное отношение к читаемому. Для младших классов это будет ответ на вопрос, нравится или нет прочитанное и почему, а для старших можно говорить о согласии или несогласии с позицией автора, об оценке историче-ских событий, описанных в тексте, о сопоставлении черт общест-венного строя своей Родины и страны изучаемого языка и др.

4. Упражнения, обучающие выделению из текста оценоч-ного материала, и упражнения, обучающие самостоятельной оценке прочитанного. Характерными для этой группы являются такие упражнения, как ответы на вопросы оценочного характера, выбор в тексте предложений, содержащих качественные оценки, составление характеристик действующих лиц.

Для того чтобы учащиеся могли выполнять описанные выше упражнения, целиком сосредоточив внимание на содержании читаемого, приходится проводить определенные подготовитель-ные упражнения. Они направлены на узнавание и быстрое не-расчлененное восприятие крупных элементов текста, на выра-ботку нормального темпа чтения связного текста в целом.

Сюда относятся:

1. Упражнения, обучающие узнаванию и пониманию знако-мого.

Это упражнения, которые обучают узнаванию графической формы слов и выражений, помещенных среди других известных словосочетаний, а также упражнения в соотнесении заданного содержания с графической формой, например, найти среди на-писанных на доске предложений то, которое есть на карточке, предъявленной учителем, или то, которое соответствует пока-занной им картинке.

2. Упражнения, обучающие беспереводному пониманию от-дельных предложений, например, среди группы предложений, написанных на доске, найти те, которые не подходят к осталь-ным по теме «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.Ф.Шатилов. М., 1982..

3. Упражнения, обучающие пониманию предложений, содер-жащих незнакомые слова. К этой группе относятся упражнения в группировке сочетающихся между собой слов, перевод пред-ложений с пропусками, заполнение пропусков по смыслу и др.

4. Упражнения, направленные на обучение охвату крупных единиц текста и выработку нормального темпа чтения. К числу таких упражнений относится кратковременное предъявление классу карточек, на которых написаны слова, сочетания, целые предложения и группы предложений. Задача состоит в том, чтобы приучить учеников одним взглядом охватывать всю пред-ложенную группу слов. Карточки убираются, а ученики должны произнести то, что они прочитали.

Нормальный темп чтения связного текста развивают такие упражнения, как быстрое отыскивание в тексте предложения, начало которого произнесено учителем, прочитывание заданного отрывка в максимально короткий срок (или возможно большей части текста в заданный срок).

Выполнение упражнений служит также и целям контроля. Это не исключает, однако, специального использования отдель-ных видов упражнений с целью более полной проверки резуль-татов чтения. Проверке подлежат сам факт прочтения тек-ста и точность его понимания. Наиболее пригодными для конт-роля являются упражнения, не требующие от учащихся само-стоятельного воспроизведения материала, что само по себе пред-ставляет значительную трудность. Поэтому для контроля можно рекомендовать такие упражнения, как подчеркивание среди контрольных предложений тех, которые подходят по смыслу, перераспределение данных предложений в соответствии с сю-жетом текста, выбор и перераспределение картинок к тексту, ответы типа «да» и «нет», пересказ содержания на родном язы-ке, выполнение указаний, данных в тексте и т. п.

Систематически следует проверять также и скорость чтения, требуя, с одной стороны, выполнения определенной нормы -- ученики должны уложиться в заданный учителем срок, а с дру-гой -- фиксируя время, которое разные ученики затрачивают на чтение одного и того же отрывка текста.

У многих преподавателей существует тенденция очень тща-тельно проверять понимание каждого предложения, каждого слова. При этом утрачивается общее содержание читаемого и тем самым ослабляется интерес к чтению. Проверка понимания при синтетическом чтении должна быть прежде всего направ-лена на общее содержание, на главные мысли. Понимание дета-лей лучше проверять выборочно.

В процессе синтетического чтения учащийся должен овла-деть умением читать про себя. Поэтому чтение про себя явля-ется основной формой работы над текстом. Но в качестве одной из форм контроля может выступать также и чтение вслух. Пра-вильная расстановка смысловых ударений при чтении вслух -- убедительное доказательство понимания читаемого, а беглость чтения свидетельствует о внимательном чтении про себя. Пра-вильное чтение впервые встретившихся новых слов говорит о том, что читающий обратил на них внимание. Это способствует как более точному пониманию, так и накоплению словаря в процессе синтетического чтения.

Наряду с разработкой системы приемов, обучающих чтению без словаря, существенным вопросом является также органи-зация и проведение этого вида чтения.

Как уже было сказано, синтетическое чтение на уроке начи-нается на первом году обучения (с того момента, как в учеб-нике появляются связные тексты).

Возможность для раннего начала синтетического чтения об-условлена, как уже говорилось выше, наличием устного опере-жения, которое, с одной стороны, позволяет расчленить труд-ности и сразу же сосредоточить внимание на содержании читае-мого, а с другой -- обеспечивает более быстрое накопление ма-териала, а значит, и возможность раньше перейти к связным текстам «Обучение английскому языку в средней школе». А.П. Старков. М., 1978..

Примерно с VIII класса, поскольку на уроке приходится отводить время и элементам аналитического чтения, синтети-ческое чтение перестает быть доминирующим видом работы над текстом в классе. Что касается домашнего синтетического чтения, то все авторы единодушно указывают на 'необходи-мость практиковать этот вид чтения также с первого года обу-чения. Но практически осуществить эти пожелания трудно, так как отсутствует система книжек с градуированными текстами. В большинстве школ к домашнему чтению приступают не ранее VII класса, а кое-где и с IX класса, что, конечно, не способст-вует развитию умения читать на иностранном языке.

Необходимость раннего начала домашнего чтения обуслов-лена тем, что в синтетическом чтении необходима значительная практика. Если учащийся имеет большой запас языкового мате-риала, но при этом не приучен к беспереводному пониманию общего содержания текста, он постоянно обращается к словарю при чтении. Ему трудно понять слова в новом окружении, дога-даться о значении нового слова по контексту.

(См.: Л. С. Головкина, Синтетическое чтение на уроках английского языка в восьмилетней школе. Сб. «Учителя английского языка о своей работе», М., 1962.).

Необходимо учитывать и то, что учащихся старших классов трудно заинтересовать примитивными по содержанию текстами, поэтому такие тексты надо успеть прочесть в младших классах. Тогда в старших классах появится возможность дать учащимся более интересные материалы.

В школе учащиеся овладевают так называемыми основными умениями, которые необходимы для всех видов чтения.

1.Умения, связанные с пониманием языкового материала (обеспечивающие переработку информации на языковом уровне.)

Эта группа распадается, в свою очередь, на умения, связанные с восприятием материала,

а) известного учащемуся и

б) неизвестному ему до момента чтения.

А) Наличие умений оперировать известным языковым материалом обеспечивает возможность понимания отдельных языковых единиц текста,, определения связи между ними и объединения их в более крупные смысловые единицы (синтагмы, предложения).

Понимание отдельных лексических единиц (воспринимаемый при чтении материал всегда выступает в виде слов) наступает в результате их быстрого узнавания, мгновенного соотнесения графического комплекса с соответствующими слухомоторным образом и определенным значением, что возможно при наличии в долговременной памяти читающего соответствующих эталонов. Формирование последних и является одной из задач работы над лексикой, и активной и пассивной. Это упражнения, помогающие учащимся запечатлеть зрительный образ сова, его звучание и значение. Упражнения, требующие чтения вслух, на всех ступенях обучения являются обязательной, но лишь начальной стадией работы по развитию технических навыков чтения. Их удельный вес уменьшается от класса к классу, но они сохраняются вплоть до конца десятого.

При чтении восприятие должно быть не только точным, но и быстрым, поэтому следующая стадия работы посвящается упражнениями, связанным с ускорением узнавания языковых единиц и его автоматизацией, а также укрупнением единиц восприятия. Обязательным требованием к ним является ограничение времени их выполнения: оно всегда должно быть меньше времени, которое требуется для прочтения упражнения вслух.

Для автоматизации узнавания и укрупнения единиц восприятия эффективны упражнения-тесты, в которых из ряда предложенных элементов (слов, словосочетаний, предложений) предлагается быстро выбрать по какому-либо признаку одно; например, найдите в каждом ряду а) слово, которое рифмуется с первым б) глагол в прошедшем времени в) слово (сочетание, предложение), которое не подходит по значению к остальным (близко по значению к первому) и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.