Рефераты. Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред-ложения, устанавливать части текста, выписы-вать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со-держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма про-верки, направленная на установление уровня нормированности умения использовать свои знания. В теории и практике обучения разрабо-таны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Опре-деленное место в процессе повторения за-нимают тесты.

Тесты -- это стандартизированные зада-ния с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в зада-нии закладывается не только содержание ответа, но и его форма(5,76).. Последняя часто бы-вает также стандартизированной: вычерк-нуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправиль-ный -- знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко пред-лагается отметить выбранный ответ с по-мощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен опреде-лить верный ответ и выделить его в соответ-ствии с заданной формой.

Различают несколько видов тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде по-вествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по мето-ду исключения понятия, когда ответ на воп-рос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем за-черкивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда уче-нику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может быть в разных вариантах: сомневаюсь, воз-держиваюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созда-нию схем, графиков -- это объединение стрелками («дорожками») элементов, свя-занных между собой знаний. Работа с таки-ми тестами помогает ребенку устанавли-вать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и доста-точно интересной для начальной школы.

Тесты чаще всего предлагаются на спе-циальных карточках отдельным (индиви-дуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать вы-бираемый ответ. Это способствует форми-рованию коммуникативных качеств, уме-ния отстаивать свою точку зрения, внима-тельно выслушивать собеседника. Группо-вая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

Групповая работа с тестом в I классе ор-ганизуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оп-тимальный вариант группы -- три человека.

В образовательном процессе тесты име-ют большое значение. По результатам вы-полнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых лично-стных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определен-ного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и зак-реплении знаний. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить доста-точно оперативную обратную связь о ре-зультатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффектив-ность. Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых инди-видуальных характеристик учебной дея-тельности детей, таких, как темп деятель-ности, сосредоточенность, степень разви-тости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализиро-вать учебный процесс. Таким образом, вы-полнение детьми тестовых заданий и после-дующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требу-ют от него поиска новых подходов в обуче-нии и особенно в индивидуальной работе.(8,132).

Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ра-нее изученного и закреплении нового мате-риала. Работа с тестами должна занимать не более 15 минут (стандартом образования на проверку и контроль знаний учащихся в начальной школе по окружающему миру специальные уроки не предусмотрены).

По одному и тому же учебному материа-лу тесты могут быть разной степени труд-ности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхо-да в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможнос-тей. Как уже отмечалось, тест может пред-полагать один или несколько верных отве-тов. Понятно, что последний вариант труд-нее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Слабые ученики поэтапно вы-полняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные.

Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их доста-точно, чтобы выбрать верный ответ и пове-рить в свои возможности. В работе с теста-ми совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, само-контроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои от-веты с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литерату-рой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закреп-ления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выде-лить верный ответ, который хорошо запо-минается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учеб-ников словарики стали их правомерным структурным компонентом.

Тесты, как правило, отражают информа-цию в обобщенной форме, поэтому способ-ствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напо-минает им отгадывание загадок, кроссвор-дов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировоч-ный рефлекс «Что это такое?», являющий-ся проявлением врожденного любопытства, что, в свою очередь, выступает основой раз-вития любознательности.

Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный:

учитель не имеет возможности проследить

Развивающее обучение в начальной школе ориентировано на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. В теоретико-методологическом и прикладном планах наи-более обоснованной и признанной является те-ория Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова. Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактичес-кий взаимосвязанный процесс, при котором педагогические воздействия, ориентированные на «зону ближайшего развития», становятся условием глубокого и прочного усвоения зна-ний.

В структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняю-щихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специ-альными знаниями и навыками, необходимы-ми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ра-нее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальней-шего общеличностного развития учащихся. Для более быстрой и качественной диагности-ки этих процессов служат дидактические тес-ты или тесты школьных достижений.(9,56).

В современной науке под дидактическим тестом понимается набор стандартизирован-ных заданий по определенному материалу, ус-танавливающий степень усвоения его учащи-мися. Это сравнительно новый и более качественный метод проверки результатов обу-чения, характеризующийся такими параметра-ми, как надежность, валидность, объектив-ность.(8.70). В условиях развивающего обучения воз-можно применение различных типов тестов. Так, например, в тестах, требующих репродук-тивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, ко-торые требуется запомнить и воспроизвести. Другой тип тестов используется для проверки умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Требованиям раз-вивающего обучения наиболее полно отвечает тип тестов, предусматривающий включение заданий на умения учащимися решать новые конкретные задачи на основе полученных све-дений. Таким образом, тесты школьных дости-жений проверяют исключительно конкретные знания и наряду с другими методами являются эффективным средством контроля.

В нашем опыте при разработке тестов ис-пользуются различные виды заданий.

1. Задания свободного изложения характе-ризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении тре-бования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Впиши правильный ответ.

Окончание -- это изменяемая часть слова, которая служит для...

Имя существительное -- это ............

2. Задания дополнения накладывают огра-ничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который не-обходимо вписать в форме (слова-ответа, сим-вола или знака).

а) Вставь нужное слово. Часть слова, стоящая перед корнем, назы-вается ................

б) Дополни предложение именем сущест-вительным среднего рода:

Осенью в холодную погоду дети одевают тёплые................

3. Задания с альтернативным типом ответов предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно - неправильно) и способ-ствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил.

Подчеркни правильный ответ.

Имя существительное -- это часть речи. которая отвечает на вопросы кто? что?» обозначает предмет.Да. Нет.

Имя существительное в предложении яв-ляется только подлежащим.

Да. Нет.

Имя существительное является изменяе-мой частью речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.