Рефераты. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

Умения межличностного взаимодействия могут быть сформированы на уроках ино-странного языка, если эти уроки строятся как процесс непрерывного полилогического (с одновременным участием в слушании и говорении всех школьников учебной груп-пы) сотрудничества. В организованном речевом общении развивается умение слу-шать как главное условие совершенствова-ния межличностного взаимодействия. Раз-вивается также умение полезной в некото-рых случаях молчаливой реакции. Усваи-ваются речевые функции сообщения, выяс-нения, толкования, комментирования,контр-аргументирования, выражения отношения, добавления, указания, предположения и др. В специально организованных упражнениях тренируются скорость речи, интонация, тембр голоса, мимика, поза и жесты, рас-положение участников общения в межлич-ностном пространстве. Необходимы также упражнения социально-психологического тренинга, широко распространенные в ин-тенсивных курсах. В процессе выполнения этих упражнений воспитываются внимание друг к другу, взаимная уступчивость, стремление к совместным действиям, взаи-мовыручка, усваиваются правила этикета. Изучение иностранного языка способ-ствует осознанию общечеловеческих цен-ностей. Предметом изучения становятся материально - технические, социально - поли-тические, нравственно-этические и культур-но-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются пред-ставления об актуальных проблемах со-циально-политической жизни, анализируются нравственно-этические традиции в обще-стве, вопросы современной морали, накапли-вается информация о памятниках истории и произведениях искусства, имеющих обще-человеческую ценность. Формируется ак-тивное и заинтересованное отношение к ду-ховной жизни людей разных стран, возни-кает уважение к национальным традициям разных народов, создаются условия, препят-ствующие появлению «образа врага» по на-циональному или государственному при-знаку.

Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства нацио-нальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы, ценить преимущества социалистического строя, уважать традиции и обычаи своего народа, отстаивать национальное достоинство. Чув-ство национальной самобытности укрепляет-ся в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своей стране: о ее истории, об интересных геогра-фических маршрутах, о научных достиже-ниях, о произведениях искусства, о тради-циях и обычаях.

Воспитание чувства национальной само-бытности связано также с повышенным вниманием к родному языку при изучении иностранного. На уроках есть условия для межъязыкового сравнения, выявления экс-прессивных возможностей родной и ино-язычной речи, воспитания уважения к рус-скому и другому национальному языку, на котором ведется преподавание. Таким образом возникает диалог культуры.

Знание иностранного языка есть резуль-тат большого личного труда учащегося. Процесс изучения иностранного языка спо-собствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настой-чивость. Развиваются усидчивость, аккурат-ность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному язы-ку: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, полная взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необхо-димость самостоятельной учебной работы. Изучение иностранного языка способ-ствует периодической смене ведущей дея-тельности учащихся -- важной характерной особенности возрастных периодов развития личности. В дошкольном возрасте занятия иностранным языком способствуют разви-тию игровых форм общения детей, что является важным этапом становления их познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте вместе с опорой на игровые формы организации урока создают-ся предпосылки для развития отвлеченного языкового мышления школьников: язык осознается как предмет изучения, учебная деятельность постепенно становится веду-щей. Уже в этот период изучение ино-странного языка способствует развитию специфической ведущей деятельности под-росткового возраста -- межличностного об-щения. Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте. Овладевая межличностным общением, под-ростки одновременно знакомятся с культур-ными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале. Таким образом готовится переход к ведущей деятельности юношеского возраста -- со-циальному самоутверждению. В этот период учебная работа по иностранному языку может быть профессионально направленной, готовящей школьников к ведущей деятель-ности взрослого человека -- профессиональ-ному труду.

Содержание ведущей деятельности не является раз и навсегда установленным. Оно зависит от психофизиологического созревания, общественных традиций воспи-тания, способов обучения. Иностранный язык как предмет школьной программы может не только отражать содержание ведущей деятельности и следовать за ней, но и идти впереди достигнутого уровня развития, быть действенным фактором, влияющим на смену возрастных периодов в совокупности со всем содержанием социального обучения.

Изучение иностранного языка является важным средством подготовки учащихся к практической деятельности. Практическая направленность преподавания есть основное условие появления смысла учебной деятель-ности, понимаемого и принимаемого школь-никами. Диапазон учебно-практических целей достаточно широк и необязательно связан с узкопрофессиональной подготов-кой. Главное -- научить школьников ориен-тироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей стра-ны, в реалиях страны изучаемого ярыка, в специальной литературе по профессио-нальным интересам, в типичных профессио-нальных ситуациях, в произведениях ис-кусства, в филологических явлениях. Ориен-тировочная деятельность с опорой на ино-странную речь составляет главную цель практической подготовки учащихся по ино-странному языку. Эта деятельность вклю-чает восприятие ситуации, осознание проб-лемы общения, выбор коммуникативной цели, поиск решения проблемы в общении, достижение коммуникативной цели и резуль-тата. Результат общения является основным показателем готовности учащихся к практи-ческой деятельности средствами иностран-ного языка.

Практические ситуации могут быть весь-ма разнообразными и по степени их трудно-сти: от чтения и слушания с пониманием объявлений, реклам, заголовков, изложения несложных просьб и формулировки кратких ответов до перевода описания технического устройства, небольшого реферата по спе-циальной статье, самостоятельных высказы-ваний о произведениях искусства, началь-ного филологического анализа. Эти цели могут быть реализованы в разных формах практической деятельности: в межлично-стном общении, в деятельности по интере-сам, в поведении в быту, в профессиональ-ной деятельности, в непрерывном образова-нии и др.

На уроках иностранного языка есть усло-вия для развития индивидуальных учебных способностей школьников. Языковые спо-собности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овла-дения учебным материалом, но и в предпо-читаемых и наиболее успешно осуществляе-мых школьниками формах учебной деятель-ности. Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпо-читают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; сред-ний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоя-тельного высказывания; достаточная обу-чаемость проявляется в том, что дети о; отно выполняют задания, требующие самостоя-тельности; в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку уча-щиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность.

Правильно организованное обучение предусматривает не только учет, но и разви-тие индивидуальных учебных способностей школьников благодаря использованию твор-ческих приемов учебной работы. Такие при-

емы позволяет.идти впереди имеющегося уровня развития способностей учащихся и целенаправленно формировать навыки твор-ческой речемыслительной деятельности. Итак, на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной учебной рабо-ты имеются резервы для развития личност-ных свойств школьника. Причем это разви-тие носит системный характер, выражаю-щийся в том, что одни свойства подкреп-ляются другими, зависят от них (например: формирование иноязычных речевых меха-низмов является основой развития позна-вательных функций психики; абстрактное мышление и филологическое мышление взаимосвязаны между собой; культура ум-ственного труда необходима для эффектив-ного накопления фоновых знаний; межлич-ностное взаимодействие есть реальное про-явление общечеловеческих гуманистических ценностей в первичном коллективе; осозна-ние общечеловеческих ценностей наполняет более широким содержанием чувство нацио-нальной самобытности; развитие важных черт характера, поэтапная смена ведущей деятельности, становление индивидуальных учебных способностей необходимы для по-степенной подготовки учащихся к практи-ческой деятельности) и в своей совокуп-ности дают новый уровень развития лич-ности школьника.

Развитие учащихся в процессе изучения иностранного языка зависит от ряда усло-вий. Определяющее влияние оказывает лич-ность учителя как организатора учебно-воспитательного процесса по предмету. От педагогического призвания, позиции и на-правленности личности учителя зависят его творчество, организация деятельности, си-стема субъективных отношений и в конечном итоге результат развивающего обучения. Эффективность развивающего обучения зависит также от того, насколько научно обоснованной является методическая орга-низация учебно-воспитательной работы, то есть в какой мере учитываются психологи-ческие закономерности становления речевой деятельности, какой вид речевой деятельно-сти берется за основу обучения, в соответ-ствии с какими принципами организуется деятельность учителя и учащихся, какие используются методические приемы обуче-ния. Методические приемы обучения (и это отмечается в рассматриваемой нами концеп-ции) составляют технологию деятельности учителя, и от их развивающих возможно-стей зависят итоги обучения иностранному языку как предмету школьной программы.

Развивающее обучение средствами ино-странного языка может быть реализовано, если глубоко изучаются и учитываются индивидуально-психологические особенно-сти усвоения содержания обучения школь-никами. Особое значение имеют языковые способности учащихся в сочетании с дру-гими психологическими условиями, влияю-щими на уровень обучаемости школьников по иностранному языку. Психологический анализ позволяет не только определить направление, содержание и формы работы, но и оценить результаты развивающего обучения средствами иностранного языка. Все вышеизложенное убеждает нас в том, что иностранный язык как предмет школь-ной программы может быть действенным фактором всестороннего развития личности школьника. Однако для этого требуется глубокая перестройка профессиональной подготовки учителя, поиск и внедрение в школьную практику психологически адек-ватных методических приемов учебно-вос-питательной работы по предмету. Важно также использовать возможности школьной психологической службы для диагностики, научной организации и оценки итогов раз-вивающего обучения школьников средства-ми иностранного языка (как, впрочем, и дру-гих предметов школьной программы).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.