39
Бузулукский педагогический колледж
Курсовая работа
На тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»
Бузулук 2005 г.
Оглавление
Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения.
Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно - ориентированный подход.
Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь-ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран-ного языка закладывает основы иноязыч-ной речевой деятельности, является допол-нительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, со-вместно с изучением родного языка помо-гает лучше понять общечеловеческие спо-собы речевого общения, способствует воспи-танию чувств патриотизма, интернациона-лизма, нравственных качеств личности.
И это, разумеется, так, но названные на-правления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учеб-ного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина за-ключается в том, что деятельиостное обу-чение пока еще подменяется исполнитель-ским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообще-ние готовых знаний), а развитие -- декла-ративным.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школь-ной программы наиболее полно раскрывают-ся в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятель-ности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) по мере взросле-ния учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельно-сти; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.
Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше кон-цепции. Одобряя ее в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой концепции -- о развивающем обучении средствами иностранного языка, с тем чтобы содействовать его дальнейшей, более де-тальной разработке.
Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к зна-ниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, по-скольку она ооусловлена психологическими особенностями личности -- актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями.
Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность и являются итогом деятельностной организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации средствами предмета иностранный язык развиваются индивидуальные особенности школьника, описываемые ниже.
На уроках иностранного языка форми-руются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии развиваются речевые автоматизмы, на-выки и умения, а также механизмы опере-жающего отражения высказывания, опера-тивной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структуриро-вания высказывания. Развитие этих меха-низмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.
Изучение иностранного языка способст-вует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотех-ника, то есть разные приемы запоминания -- произвольные и непроизвольные, механиче-ские и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языко-вых явлений школьники овладевают приема-ми аналитического расчленения целой грам-матической конструкции на части, синте-тической интеграции частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обоб-щения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть со-вершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащает-ся, если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысле-ния речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентиро-вочную основу. Формируемая при этом системность мышления является еще одной стороной совершенствования позна вательных функций психики школьников, изучающих иностранный язык.
Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школь-ников заключается также и в том, что ра-бота над иноязычным высказыванием спо-собствует формированию логики мышления.
Логика мышления совершается в слове, и поэтому последовательность изложения, ин-формативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, пере-ход от данного к новому, построение ло-гически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик поли-лога формируются в иноязычном высказы-вании.
Современный урок иностранного языка включает разнообразное ролевое общение школьников, широкое применение дискус-сионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фото-, кино- и те-лематериалов. Такое обучение развивает воображение учащихся.
Иностранный язык как предмет школь-ной программы содержит большие резервы для формирования филологического мышле-ния учащихся. Язык является важней-шим социальным явлением в окружающем школьника мире, средством национального и межнационального общения, внутренней и внешней деятельности, предметом изуче-ния, обучения и исследования. Интерес к филологии издавна сопутствует подлинной образованности, интеллигентности и куль-туре. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого, языка, к его связи с другими языками мира и родным языком, к парадоксальным и заниматель-ным языковым явлениям, к афоризмам и их авторам, к лингвистическим загадкам, к «секретам» интерпретации художествен-ного текста, к языковым играм и другой познавательной деятельности. Уроки ино-странного языка могут, таким образом, фор-мировать интерес к филологическим явле-ниям.
Овладение иностранным языком расши-ряет фоновые знания школьников. Это по-нятие является частью привычного поня-тия «кругозор» и отличается тем, что вместо широкой и не всегда системной энцикло-педичности кругозора подразумевает ин-формированность в конкретных ситуациях общения. В таких ситуациях рассматривае-мые знания составляют интеллектуальный фон речевой деятельности. В фоновые зна-ния входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, чтобы учащиеся могли достаточно свободно и ней ориентироваться. Необходимым компонен-том фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры и т. п. В фоно-вых знаниях предусматриваются информа-ционные лакуны, то есть «белые пятна»; с помощью этого приема можно создать «информационное неравенство» у школьни-ков (и у них будет что сказать друг другу), а также организовать самостоятельный поиск информации. Работа с текстом, пе-риодической печатью и справочной литера-турой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться з по-токе информации, отбирать нужный мате-риал, расширяет кругозор, стимулирует ис-следовательскую деятельность учащихся в учебном процессе.
Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями, звуко-записывающей и телевизионной аппарату-рой, работают в компьютерных классах. Это позволяет им овладеть широким на-бором средств получения информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость постепенно на-капливать учебную информацию, вести соб-ственный словарик, собирать материал по обсуждаемым проблемам и темам, состав-лять тематический каталог фактов и сведе-ний, делать записи в виде краткого конспек-та, пользоваться дневником своих наблюде-ний, собирать папку иллюстраций. Куль-тура умственного труда повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного учения.
Важным показателем культуры умствен-ного труда является подготовка к реше-нию учебной задачи на уроке. Планиро-вание своего высказывания, составление опорных конспектов, подбор иллюстратив-ного материала повышают готовность школьников к интеллектуальной деятель-ности.
На уроках иностранного языка есть усло-вия для развития межличностного взаимо-действия школьников в общении. Умение правильно организовать свое общение яв-ляется признаком индивидуальной культу-ры. Данное умение недостаточно развито у детей: их непосредственные реакции не-редко являются «помехами» общения, за-трудняют межличностное взаимодействие и даже разрушают его. Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощу-щается на уроках иностранного языка, где вместо общения школьники часто «доклады-вают» диалог.
Страницы: 1, 2, 3, 4