Мотивация успеха подчинена основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу класса.
Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает мотивы обучения, а значит и качество образования.
В традиционной системе обучения основной целью являлось формирова-ние предметных знаний, умений и на-выков, в инновационном образовании во главу угла поставлено формирова-ние общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это в свою очередь повлекло за собой изменение подходов к системе оценивания учебных дости-жений школьников. Традиционная «отметочная» система оценивания вы-полняет только функцию внешнего контроля успешности обучения со сто-роны учителя, но не предполагает оценку учеником собственных дей-ствий, сопоставление его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).
Несовершенство существующей пятибалльной системы оценивания вызвано: по мнению методистов Е.Г. Фирсина, Н.П. Мурзина[3,79]
1) отсутствием возможности четко фиксировать различия в уровнях до-стижений учеников «вчера» и «сего-дня»;
2) травмирующим характером «от-меточной» системы, поскольку она становится орудием психологического давления и на самого ребенка, и на его родителей (ребенок буквально с 1-го класса живет под страхом двойки);
3) малой информативностью традиционной отметки в силу отсутствия ее четких критериев, что создает трудности как для учителя, так и для учащихся. В ситуации внешнего кон-троля ученик не защищен, поскольку не знает своих прав и не может оце-нить справедливость такого контроля. Или, например, проверочная работа может состоять из целого набора разноплановых заданий, каждое из кото-рых является носителем отдельного умения, сформированность которого отслеживается учителем. В итоге зада-ча данной работы понятна только учи-телю, а ученик опять выступает безли-ким «объектом» изучения.
Нетрудно видеть, что контролиро-вать свои умения пользоваться полу-ченными в процессе обучения знания-ми может только функционально гра-мотная личность, которая готова к саморазвитию. Поэтому фиксировать результаты контроля должен не только учитель, как принято в традицион-ном обучении, - это могут делать и учитель, и ученики в равноправном диалоге. Причем ученик имеет право оспорить отметку.
К 3-му классу совместная деятель-ность учителя и учащихся может быть представлена в виде следующего алго-ритма.
1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания:
- читаю задание;
- представляю результат;
- определяю форму выражения ре-зультата;
- составляю план действий.
2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходи-мый -- соответствие требованиям государ-ственного стандарта, программный - тре-бования программы «Школа 2100», мак-симальный - сверх школьных требований
3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения зада-ния, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы (см. выше).
4. Выполняю задание и получаю ре-зультат.
5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.
6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме симво-лов или оценочной шкалы.
7. Сравниваю конечный результат с целью
.8. Определяю уровень своей успешно-сти и выражаю его в баллах успешности.
Таблица№1
Необходимый уровень
Программный уровень
Максимальный уровень
Задача(задание), для ре-шения которой нужны хо-рошо усвоенные знания и умения действовать по заданному образцу. Мо-гу для получения резуль-тата самостоятельно сде-лать 1-2 шага
Задача (задание), для решения которой нужны новые знания и умение «открывать» знания под руководством учителя, а также умение выполнять не-стандартные задания (которых не выполняли раньше) на изу-ченном материале. Могу для получения результата само-стоятельно сделать 1-2 шага
Задача (задание), для реше-ния которой нужны самостоя-тельно добытые знания. Пол-ностью самостоятельная по-становка учебной задачи(про-блемы), ее самостоятельное решение и оценка результа-тов своей деятельности
1 б. у. - частично успеш-ное решение задачи -традиционная отметка «З».
2 б. у. - полностью ус-пешное решение зада-чи - «4»
3 б. у. - частично успешное решение задачи; решение за-дачи с помощью учителя -«4».
4 б. у. - полностью успешное решение задачи - «5»
5 б. у. - самостоятельное ре-шение задачи, где использо-валась как старая, так и новая информация.
Самооценка результатов сво-ей деятельност - «5+».
6 б. у. - самостоятельная по-становка задачи (проблемы), ее самостоятельное решение, самооценка результатов сво-ей деятельности - «5+ +»
Как видим, ученик сам оценивает свою успешность, а учитель только после этого оценивает выполнение задания. Это выражение уровня самоконтроля и самооценки учащегося тоже является мотивацией учебной деятельности.
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных моти-вов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.
Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мо-тивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовре-мя придать более высокое значение успешному результату дея-тельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
№ во-проса
Число ответов
1-Б класс
2-Б класс
3-Б класс
1
хххххххх
8
хххххх
6
хххххххххх
10
2
хх
хххх
4
3
ххххххххх
9
ххххххххххххххх
15
хххххххххххххххххххх
20
ххххххх
7
хххххххххххххх
14
5
ххххх
ххх
х
Преобла-дающие мотивы
внутренние
хх хх х
хх хх хх хх хх
хх хх хх хх хх хх хх хх хх хх
внешние по-ложительные
хх хх
внешние от-рицательные
не доминирует
хх хх хх х
хх хх хх хх
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6