Рефераты. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся

Пути коррекционной работы[4,45]. Коррекционная работа долж-на быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфиче-ские знания и умения, то необходимо проверить и те, и дру-гие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть инди-видуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе ра-боты учитель должен отмечать успехи школьника, показы-вать его продвижение вперед. Делать это надо очень осто-рожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

Приобретение учеником необходимых средств учения по-зволит ему лучше понять материал, успешно выполнять зада-ния. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе ра-боты. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, напри-мер, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить об-ложку, написать свою фамилию как автора книги, а затем при-думать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает не-обходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачи понравятся де-тям, следует объявить их автора. Как правило, такая работа учи-теля позволяет изменить отношение ученика к предмету, к уче-нию в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.

В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо ис-пользовать игровую деятельность для формирования у учени-ков недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятель-ностью, не приобрело личностного смысла.

Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

2.1. Методика проведения исследования

В самом общем плане мотив -- это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в ви-де потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она -- стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, со-циальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологичес-кие характеристики.

Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов[4,45]выделил её четыре структурные компо-нента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность. В общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разгра-ничиваются по таким основаниям:

а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);

б) время (протяжённость) обусловливания деятельности (далёкая -- короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

в) социальная значимость (социальные -- узколичные, по П.М. Якобсону);

г) факт их включённости в саму деятельность или нахождения вне её (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

д) определённый вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

Учебная мотивация -- частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется, во-первых, самой образова-тельной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, субъектными осо-бенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и, в-пятых, спецификой учебного предмета.

Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мо-тивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой де-ятельности и её выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка за-нять определённую позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом проис-ходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова[7,115] говорит об иерархичности её строения. Так, в неё вхо-дят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы, как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон и ненасыщаемость. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлечённо работает над учебным материалом, точнее, над решением учебной задачи, не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

По мнению учёных, мотивация задаёт направленность, харак-тер, способности личности, оказывая на них решающее влияние. Су-ществуют понимаемые и реально действующие, внешние и внутрен-ние мотивы. Как же разобраться в их разнообразии?

Рассмотрим особенности мотивации школьников на примере младшего возраста.

Для изучения мотивации учения младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе школы № 11 г. Майкопа.

Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы.

Задачи: 1. Выявить мотивацию учения младших школьников.

2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:

класс 1Б - возраст 6-7 лет (18 чел.)

класс 2Б - возраст 7-8 лет (24 чел.)

класс 3Б - возраст 8-9 лет (25 чел.)

Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников.

Нами были составлены вопросы на выявление мотивации учения (см. Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.

Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы. К третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция: «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».

После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.

Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные.

Таблица 1

Мотивация учащихся по видам мотивов

Распределение ответов

1-Б класс

2-Б класс

3-Б класс

число ответов

% к итогу

число ответов

% к итогу

число ответов

% к итогу

внутренние мотивы

21

38,9

32

44,4

48

64,0

внешние положительные мотивы

12

22,2

24

33,3

19

25,3

внешние отрицательные мотивы

21

38,9

16

22,3

8

10,7

Итого

54

100,0

72

100,0

75

100,0

В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%). Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В третьем классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных мотивов снижается до 10,7%.

Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.

Таблица 2

Анализ доминирования мотивов у учащихся

Преобладающие мотивы

Число ответов

1-Б класс

2-Б класс

3-Б класс

число учащихся

% к итогу

число учащихся

% к итогу

число учащихся

% к итогу

внутренние

5

27,8

10

41,7

20

80,0

внешние по-ложительные

4

22,2

4

16,7

2

8,0

внешние от-рицательные

2

11,1

2

8,3

1

4,0

не доминирует

7

38,9

8

33,3

2

8,0

Итого

18

100,0

24

100,0

25

100,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.