Пути коррекционной работы[4,45]. Коррекционная работа долж-на быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфиче-ские знания и умения, то необходимо проверить и те, и дру-гие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть инди-видуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе ра-боты учитель должен отмечать успехи школьника, показы-вать его продвижение вперед. Делать это надо очень осто-рожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, - это вселит в него дух уверенности.
Приобретение учеником необходимых средств учения по-зволит ему лучше понять материал, успешно выполнять зада-ния. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе ра-боты. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, напри-мер, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить об-ложку, написать свою фамилию как автора книги, а затем при-думать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает не-обходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачи понравятся де-тям, следует объявить их автора. Как правило, такая работа учи-теля позволяет изменить отношение ученика к предмету, к уче-нию в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.
В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо ис-пользовать игровую деятельность для формирования у учени-ков недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятель-ностью, не приобрело личностного смысла.
Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.
Таблица 1
Мотивация учащихся по видам мотивов
Распределение ответов
1-Б класс
2-Б класс
3-Б класс
число ответов
% к итогу
внутренние мотивы
21
38,9
32
44,4
48
64,0
внешние положительные мотивы
12
22,2
24
33,3
19
25,3
внешние отрицательные мотивы
16
22,3
8
10,7
Итого
54
100,0
72
75
В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%). Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних. В третьем классе на долю внутренних мотивов приходится уже 64%, а доля внешних отрицательных мотивов снижается до 10,7%.
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в каждом классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.
Таблица 2
Анализ доминирования мотивов у учащихся
Преобладающие мотивы
Число ответов
число учащихся
внутренние
5
27,8
10
41,7
20
80,0
внешние по-ложительные
4
16,7
2
8,0
внешние от-рицательные
11,1
8,3
1
4,0
не доминирует
7
18
25
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6