Рефераты. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся

Среди учащихся первого класса очень велика группа детей, у которых нет доминирующих мотивов к учению (38,9%). Внешние отрицательные мотивы доминируют у 11,1% учащихся, внешние положительные - у 22,2%, внутренние - у 27,8%. Уже во втором классе наибольшую долю имеет группа учащихся, доминирующими мотивами у которых являются внутренние мотивы (41,7%). В третьем классе доля учащихся, у которых доминирующими являются внутренние мотивы является подавляющей - 80%. Доля учащихся, у которых преобладают внешние отрицательные мотивы становится вовсе незначительной (4%).

Итак, предположение о том, что за период обучения в начальной школе мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней оказалась верной.

В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем отрицательные мотивы сильнее положительных («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих товарищей», «…чтобы не опозорить свой отряд и класс»). Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем внешний пряник». К третьему классу положение меняется. Кнут и пряник как бы переходят во внутрь школьника. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 38,9% от общего числа ответов, то в третьем - уже 64%.

Что касается доминирования мотивов, то в первом классе 38,9% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» снижается до 8%, доля учащихся, осознающих необходимость знаний вырастет до 80%.

Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее зна-чимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосо-вершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы са-моопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это соз-дает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы -- результат социальных влияний.

Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения гово-рят о том, что школа и семья создают у ребенка опре-деленную социальную установку, ребенок понимает, обществен-ную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает бла-гоприятные условия для учения.

Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «по-нимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуще-ству сегодняшним днем.

В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, про-должение образования) и самосовершенствования (быть ум-ным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «ви-дел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение зна-ниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.

2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивации

При обработке данных в результате наблюдения были выявлены три ученика, отстающих в учении. После бесед с учителем и психологом школы на них были составлены психолого - педагогическая характеристика.

Приведём примеры психолого-педагоги-ческих характеристик учащихся, отстающих в учении и с отклоняющемся в поведении с рас-согласованием внутри мотивационной сферы.

Саша Ч. относится к представителям третьего типа учащихся с рассогласованием внутри мотивационной сферы, вариант а) це-левые -- волевые проявления отстают от зре-лых мотивационных побуждений

Поведенческие проявления. Саша на уроках неусидчив, невнимателен, на замеча-ния учителя бурно реагирует, плохо воспри-нимает правила для успешного выполнения задания, поэтому допускает ошибки в учеб-ных задачах, невыдержан, отсутствуют це-леустремлённость и инициатива: часто на-рушает дисциплину в классе, грубит учите-лям и сверстникам, плохо контролирует своё поведение; не может начатое дело до-водить до конца, не умеет преодолевать препятствия, встречающиеся на пути к дости-жению цели.

Вместе с тем Саша охотно берётся за выполнение какого-либо задания, очень акти-вен, стремится к лидерству, но большим ав-торитетом у детей не пользуется, потому что в игре не придерживается правил, принятых сверстниками, порой агрессивен к детям, требующим играть по правилам.

Таким образом, у Саши при достаточ-ной мотивации низка волевая активность, связанная со слабой нервной системой (как результат тяжёлой беременности и родов ма-тери). Он ощущает дефицит доброжелатель-ного отношения со стороны взрослых, неадек-ватную реакцию учителей, родителей на его поведение.

Развивающе-коррекционная работа может включать дифференцированный и ин-дивидуальный подход, учитывая сензитивный период для формирования полевой активнос-ти: формирование способности выходить из затруднений, преодолевать внешние и внут-ренние трудности, самостоятельно ставить це-ли, возвращаться к неразрешённым задачам; выработка ориентации на результат деятель-ности, с учётом его способностей, возможнос-тей, вероятности успеха и неудачи; участие в групповых занятиях по психогимнастике, ролевым играм с опорой на развитую мотива-цию.

Юля А. относится к представителям третьего типа учащихся с рассогласованием внутри мотивационной сферы, вариант б) -- внешние и внутренние мотивы развиваются несинхронно.

Поведенческие проявления. К учению у Юли нет побудительной силы, она находит-ся под влиянием взрослых (родителей, учите-лей), приспосабливается к обстоятельствам, чтобы получить удовлетворительную оцен-ку, -- списывает, ждёт подсказку, желание хорошо учиться определяется стремлением оказаться на уровне требований, предъявляе-мых учителем, но отсутствие познавательной и личной мотивации приводит к неуспеху в учении; интерес к обучению -- эпизодичес-кий в зависимости от степени внешней стиму-ляции; мотивация в учебной деятельности -- отметка и потребность в одобрении учителя, а не потребность быть на уровне самооценки.

Вместе с тем внешние мотивы влияют на развитие потребности Юли в общении с учителями, сверстниками, в их одобрении, желании занять определённое место в систе-ме доступных ей общественных отношений, но внешней стимуляции недостаточно, что-бы преодолевать внутренние трудности, встречающиеся на пути обучения, межлич-ностного общения.

Таким образом, внешняя мотивация не является достаточной для успешного осуще-ствления учебной деятельности Юли. Она не может без внешней стимуляции выполнять то, что ей неинтересно, то есть действует только по чужому принуждению.

Развивающе-коррекционная работа: в группе развития самосознания, по выработ-ке адекватной самооценки, веры в свои силы, стимуляции внутренней мотивации.

Маша П. относится к представителям варианта с) -- с отклонениями в аффектив-но-эмоциональной сфере (аффект неадек-ватности).

Поведенческие проявления. Маша от-стаёт в учёбе, и успеваемость снижается при переходе в 5-й класс (связано с неумением ра-ботать). Она могла бы научиться работать, но стремится не овладеть навыками учебной работы, а проигнорировать неуспех, часто объясняя свои неудачи происками и недоброжелательностью учителей. Маша согласна с тем, что причины её неудач кроются в её не-достатках, не анализирует свой неуспех и не проявляет стремления преодолеть свои труд-ности. Она не видит и не понимает их причин.

Маша часто обижается на несправедли-вое к ней отношение, агрессивно относясь к учителям, сверстникам, которые демонстри-руют перед ней и другими её несостоятель-ность. Выработанный ею аффект неадекват-ности становится её защитной реакцией, по-могающей отгородить себя от нежелательных воздействий действительности и как-то сохра-нить удовлетворяющее её отношение к себе.

Аффект неадекватности нарушает нор-мальные взаимоотношения с действительнос-тью и, отражаясь на эмоциональном состоя-нии Маши, формирует такие черты характе-ра, как обидчивость, мнительность, подозрительность, недоверие к людям, агрес-сивность, замкнутость.

Развивающая и коррекционная рабо-та: развитие таких качеств, как коллекти-визм, желание принести пользу людям; фор-мирование потребности выполнять опреде-лённое дело, поскольку интерес ученицы к содержанию дела, которое она будет вы-полнять, или к самому процессу деятельнос-ти может стать препятствием для возникно-вения аффекта неадектватности.

Для воздействия на мотивационную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу нами была составлена коррекционная программа, прежде всего ориентированная на отстающих детей. Так дидактическая игра, которая вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот ж материал без монотонности и скуки, что позволяет закрепить интерес к обучению, повышает прочность знаний, умений и навыков, корригирует внимание, мышление, память, целенаправленность, создает ситуацию успеха. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной и при этом осуществляется индивидуальная помощь учащимся. Сочетание познавательного и занимательного обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой на более качественном уровне. Воспитывая организованность, мы воспитываем самостоятельность, которая является основой мотивации учения, повышающий качество обучения. Для этого проводятся игры, например для 1-2 -х классов:

"Кто лучше расскажет?" - учит детей составлять программу действий;

"Что нам надо сделать для работы?" - учит быстро готовиться к уроку;

"Найди свои ошибки" - воспитывает наблюдательность, любовь к порядку, взаимопроверку рабочего места;

"Волшебные минутки" -учит беречь свое и чужое время;

"Делу время, потехе час", "Сделал дело, гуляй смело!" - воспитывает умение рационально использовать время и т.д.

Дети сами составили пословицу: "Дружба силы прибавляет, дружба и в учебе помогает!"

На уроках применяется орфографические, математические сказки, приглашаются героев из сказок. Для них и за них решаем задачи, считаем, обучаем их, делаем им покупки и т.д. Это Звукознайкин, Словознайкин, Буратино, Красная шапочка, Лиса Алиса, Незнайка, Петрушка и другие.

Нравится ребятам зарабатывать пятерки, копить их, а затем оформлять открытки, сделанные своими руками, дарить родителям в качестве трудового подарка к праздникам. Все это у малышей создает повышает уровень знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.