Рефераты. Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии

Проанализировав данную ведомость составляется диаграмма, отражающая процент правильных ответов. Диаграмма № 3.

Сопоставив результаты полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответов повысился. Наглядно это видно на примере Бродягиной И., Гулящевой Л., Богдановой Н. Несмотря на это, в некоторых заданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.

Аналогичная работа была проведена в 8 классе. Им была предложена методика «Оценка мыслительных процессов» (см. приложение № 9).

При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, которая отражает количество правильных ответов.

Итоговая ведомость.

Оценка уровня развития мыслительных процессов учащихся 8 «а» класса.

Таблица № 4.

Фамилия, имя ребёнка

Осведомлённость

Аналогии

Классификация

Обобщения

Числовые

ряды

Аниськина Валя

9

5

4

9

4

Васильева Катя

8

3

7

7

6

Волошина Таня

8

9

9

8

5

Ермохина Маша

12

8

9

6

7

Карпеева Катя

10

7

5

7

4

Кузьменко Настя

9

4

6

7

7

Парамонова Лена

11

6

7

9

6

Сафарова Эльмира

11

4

5

5

5

Толстякова Марина

10

5

10

9

8

Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую степень развития мыслительных процессов.

Сопоставив результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что эффективней работа прошла в 5 классе. На констатирующем этапе в 5 классе правильных ответов - 14,5%; неправильных - 41,7%; пропущенных - 43,8%. На контрольно-итоговом правильных ответов стало - 60%; неправильных - 33,4%; пропущенных - 6,6%. Из этого видно, что на контрольно-итоговом этапе после применения развивающих игр и упражнений уровень развития мыслительных процессов повысился. В 5 классе уровень развития мыслительных процессов в среднем повысился на 40%. Высокие показатели обусловлены тем, что сильно снизилось количество пропущенных ответов. В связи с этим показатель правильных ответов увеличился на большой процент. В 8 классе в среднем осведомлённость повысилась на 3%, аналогия - 4%, классификация - 6%, обобщение - 7%, числовые ряды - 8%. Это связано с тем, что пятиклассники в силу своего возраста более восприимчивы к игровым приёмам на уроках.

Таким образом, использование развивающих игр повлияло на развитие мыслительных процессов в целом. Следовательно, применение игр и упражнений на уроках является эффективным способом развития детей.

Так как игра способствует:

1. Повышению уровня развития мыслительных процессов.

2. Развитию личности ребёнка.

3. Сплачиванию школьного коллектива.

4. Воспитанию положительных личностных качеств.

В связи с этим учителю необходимо:

1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.

2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.

3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

Заключение.

Игра - это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это средство воспитания. Существует большое разнообразие игр направленных на развитие интеллекта детей:

1. предметные

2. творческие, сюжетно-ролевые

3. дидактические

4. строительные, трудовые, технические, конструкторские

5. интеллектуальные

Используя различные виды игр учитель имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития мыслительных процессов школьников.

Игра хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры.

О теориях происхождения игры можно сказать, что прав был Л.Б. Ительсон, говорящий: «…здесь пока есть почти столько же теорий, сколько существует теоретиков». Прав оказался и Г.С. Спенсер, считающий, что игра - есть способ изживания у ребёнка излишков энергии; прав К. Гросс, считающий, что игра - это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д. Дьюи, доказывающий, что игра - есть реализация ребёнком видов поведения, приобретённых на основе инстинктов подражания. Существует высокая правда Л. Выготского, который считал, что игра выражает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все учёные, утверждающие, что игра - это важнейшее средство развития мышления детей.

Игра - это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

И всё же игра - это работа, считал Януш Корчак, в которой нет слов «надо» и «не надо».

В современной школе одной из важных целей является индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в подростковом возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.

Следовательно, игра является важным источником информации, и, конечно же, средством развития мыслительных процессов детей.

Проделанная исследовательская работа доказывает, что использование развивающих игр и упражнений повышает развитие мыслительных процессов детей. Результаты исследования наглядно представлены в таблицах. Из которых видно, что в 5 классе относительно 8 класса уровень развития мыслительных процессов повысился несколько больше. Это свидетельствует о том, что дети ещё не могут привыкнуть к повышенным требованиям и нуждаются в привычной форме общения - игре, поэтому они во время игр более активны. Это и объясняет более высокие показатели.

В 8 классе показатели развития мыслительных процессов тоже поднялись. Но во время игр они не внимательны, так как успели отвыкнуть от такой формы обучения.

Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках технологии игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся. Более того, игра для ребёнка - огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми.

К.Э. Цеолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины никому неизвестные».

Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

В связи с этим учителю необходимо:

1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.

2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.

3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

Литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: 1986.

Преодолеть пропасть. / Под.ред. Данильченко Н.И., Дроздовский В.П., Спадарщ В.И. - М.: Просвещение, 1989.

Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. - М.: 1987.

Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 1992.

Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Под. ред, Каплуновича И.Я., Пушкина Т.А., Фридмана Л.М. - М.: Просвещение, 1988.

11. Воспитательная система сельской школы./ Под. ред. Степанова Е.Н. - Псков, 1997.

Приложение №2

Инструкционная карта.

Последовательность выполнения

Формулы

1. Определить ширину базисной сетки

А0 а=СгII:2+Пг:2

2. Определить длину базисной сетки

А0 Н=Ди

3. Построить прямоугольник по двум сторонам

А0 а=НН1;

А0 Н=аН1

4. Определить ширину горловины

А0 А=Сш:3+1

5. Определить глубину горловины спинки

А0 А5=А0А:3

6. Определить глубину горловины переда

А0 А=Сш:3+2

7. Оформить линию горловины плавными линиями

8. Определить глубину проймы

аГ=Оп:2+Поп

9. Определить длину рукава

аа1=ГГ1

10. Выполнить построения

ГГ2=ГГ1;

Г1Г3=Г1Г2:2;

Г3Г4=1,5.

11. Выполнить расширение по низу

Н1Н2=10 - 12 см

12. Оформить линию бокового среза через точки

Г1; Г4; Г2; Н2.

13. Оформить линию низа плавной линией

Н2Н3

14. Через точку Т провести линию талии и оформить её аналогично линии низа

А0 Т=Дст

Т 2Т 3=1,5 - 2 см

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.