Управление образования администрации Ульяновской области
Сенгилеевский педагогический колледж
Ратникова М.
Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии.
Руководитель курсовой работы:
Преподаватель психолого-педагогических дисциплин, Осипова Н.А.
I. Введение. Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников…………………………………….….3
II. Теоретическая часть. Использование развивающих игр и упражнений на уроках……………………………………………………………………...……....8
1. Исторический аспект изучаемой темы………………………………….…8
2. Современное состояние проблемы……………………………………….11
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние игры на развитие подростка…………………………….…………...17
4. Теоретические выводы………………………………………….…….…...19
III. Практическая часть…………………………………………………..…….. 21
1. Констатирующий…………………………………………………………21
2. Формирующий……………………………………………………………24
3. Контрольно-итоговый……………………………………………………30
IV. Заключение………………………………………………………..………....34
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.
«Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»11 Макаренко А.С. Соч. М., 1957 .
В высказываниях великих педагогов - К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.
“Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…”.
“Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего…”22 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959..
Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.
Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике развивающих игр и упражнений на уроках в средних классах школы.
Отсюда: проблема исследования: каковы условия эффективного применения развивающих игр и упражнений на уроках технологии в средних классах школы.
Цель исследования: выявить условия эффективности применения развивающих игр и упражнений на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: условия использования развивающих игр и упражнений в учебном процессе.
Задачи исследования:
· Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
· Составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений.
· Применить на практике данную систему.
· Выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности.
· Разработать методические рекомендации.
Гипотеза исследования: если использовать развивающие игры и упражнения на уроке, то развиваются мыслительные процессы.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, обработка статистических данных.
Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются труды философов, учёных, педагогов и психологов о развитии личности.
База исследования: средние классы Сенгилеевской средней общеобразовательной школы № 2, ул. Гая, д. 63.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11