2. а)цитоплазма, б)питание, в)рост, г)раздражимость, д)размножение.
3. а)дождь, б)снег, в)осадки, г)иней, д)град.
4. а)скорость, б)колебание, в)сила, г)вес, д)плотность.
5. а)товар, б)город, в)ярмарка, г)натуральное хозяйство, д)деньги.
6. а)Куба, б)Япония, в)Вьетнам, г)Великобритания, д)Исландия.
7. а)пословица, б)стихотворение, в)поэма, г)рассказ, д)повесть.
8. а)барометр, б)флюгер, в)термометр, г)компас, д)азимут.
9. а)углекислый газ, б)свет, в)вода, г)крахмал, д)хлорофилл.
10. а)длина, б)метр, в)масса, г)объём, д)скорость.
Набор заданий № 4.2.
1. Канал-плотина._______________________________________
2. Сумма-произведение.__________________________________
3. Жиры-белки._________________________________________
4. Облачность-осадки.___________________________________
5. Газ-жидкость.________________________________________
6. Наука-искусство._____________________________________
7. Цунами-ураган._______________________________________
8. Классицизм-реализм.__________________________________
9. Иносказание-описание.________________________________
10. Бокал-тарелка._______________________________________
Набор заданий № 5.2.
1) 1 2 4 8 16 32 …
2) 1 2 5 10 17 26 …
3) 1 4 9 16 25 36 …
4) 1 2 6 15 31 56 …
5) 31 24 18 13 9 6 …
6) 174 171 57 54 18 15 …
7) 54 19 18 14 6 9 …
Обработка результатов.
Индивидуальные показатели по каждому субтесту (за исключением № 4) определяются путём подсчёта процента правильных ответов. Правильные ответы следующие:
№ 1.2.
№ 2.2.
№ 3.2.
№ 5.2.
1 б
2 б
3 г
4 а
5 в
6 г
7 б
8 г
9 б
10 г
11 а
12 в
13 в
14 б
15 а
16 в
17 а
18 г
19 в
20 б
1 г
2 д
3 б
4 д
6 а
7 д
9 а
1 д
2 а
3 в
4 б
5 г
6 в
7 а
8 д
9 г
10 б
1. 64
2. 37
3. 49
4. 92
5. 4
6. 5
7. 2
Результаты выполнения субтеста № 4.2. оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Оценку 2 балла получают обобщения, аналогичные приведённым ниже:
1. Искусственные водные сооружения; водные сооружения.
2. Результаты математических действий.
3. Органические вещества.
4. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления.
5. Агрегатные состояния вещества; состояния вещества.
6. Культура.
7. Стихийное бедствие.
8. Направления в искусстве; художественный стиль.
9. Литературные приёмы.
10. Посуда.
Управление образования администрации Ульяновской области
Сенгилеевский педагогический колледж
Ратникова М.
Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии.
Введение.
Данную тему курсовой работы я выбрала потому, что считаю её необходимой и актуальной в настоящее время.
Эти задачи можно успешно решить при помощи технологии игровых форм обучения. Но учителя средних и старших классов, как правило, очень редко применяют игру на своих уроках, считая этот метод действенным только в начальных классах.
Отсюда: проблема исследования: каковы условия эффективного применения развивающих игр и упражнений на уроках технологии в средних классах школы.
Цель исследования: выявить условия эффективности применения развивающих игр и упражнений на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: условия использования развивающих игр и упражнений в учебном процессе.
Задачи исследования:
· Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
· Составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений.
· Применить на практике данную систему.
· Выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности.
· Разработать методические рекомендации.
Гипотеза исследования: если учитель в своей работе на уроке, зная индивидуальные особенности детей, использует развивающие игры и упражнения, то это способствует более интенсивному развитию мыслительных процессов у детей.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, обработка статистических данных.
Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются труды философов, учёных, педагогов и психологов о развитии личности ( Выготский Л.С., Гросс К., Дьюи Д., Ительсон Л.Б., Корчак Я., Леонтьев А.М., Макаренко В.А., Махмутов М.И., Сеченов И.М., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Циолковский К.Э., Шиллер Ф., Эльконин Д.Б.)
База исследования: средние классы Сенгилеевской средней общеобразовательной школы № 2.
Этапы исследования:
4. Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2002 г. - организационный. На этом этапе: изучалась психолого-педагогическая литература, подготовка программ эксперимента, констатирующий эксперимент.
5. Ноябрь, декабрь, январь, февраль 2002 - 2003 г. - экспериментальный. Проводился формирующий эксперимент. На этом этапе были проанализированы и проведены педагогические условия и дидактические приёмы необходимые для формирования деятельности учащихся.
6. Март, апрель - 2003 г. заключительный. На этом этапе была завершена опытно экспериментальная работа, систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подвергаются качественному и количественному анализу. Были сформулированы основные выводы, и шло литературное оформление.
Теоретическая часть.
В теоретической части раскрываются следующие вопросы:
Использование развивающих игр на уроках в истории развития школы. В данном аспекте раскрывается понятие игры и какие виды игр существуют.
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории.
Существует несколько групп игр, направленных на развитие ребёнка:
1. Предметные игры.
2. Творческие, сюжетно-ролевые игры.
3. Дидактические игры.
4. Строительные, трудовые, технические игры.
5. Интеллектуальные игры.
Также в теоретической части отражается современное состояние проблемы. В настоящее время игры начинают активно распространяться на многие сферы жизни, так как являются эффективным средством развития личности.
Использовать игры на уроках технологии можно в форме:
1. игровых моментов
2. игровых приёмов
3. игровых форм
Ещё в теоретической части отражается влияние игры на развитие мыслительных процессов подростков.
Таким образом, игра является действенным средством развития и воспитания учащихся.
Практическая часть.
Практическая часть состоит из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-итинового этапов.
Констатирующий этап.
На данном этапе были поставлены следующие задачи:
3. Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в данных классах.
4. Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.
С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления». Детям предлагались вопросы и логические задачи, на которые они могли ответить, если у них хорошо развито действие сравнения, операция анализа и синтеза, обобщения, абстракции и конкретизации. Причём, если ребёнок не мог дать правильный ответ, он её просто пропускал. Обработав данные, получили следующие результаты: процент правильных ответов составил 14,5%; неправильных - 41,7% и пропущенных - 43,8%. Таким образом преобладает количество пропущенных и неправильных ответов. Особенно слабые результаты показали Козлова Н. и Патрикеева М. Следовательно, на их развитие необходимо обратить больше внимания.
В восьмом классе была проведена методика «ШТУР». Её цель - определить уровень развития осведомлённости, аналогии, классификации, обобщения и продолжения числовых рядов. Обработав ответы детей, получили следующие результаты: процент правильных ответов по осведомлённости составил 45%, аналогии - 52%, классификации - 62%, обобщения - 67%, числовые ряды - 40%. Особенно слабые результаты показали Карпеева К. и Сафарова Э. Следовательно, особенное внимание нужно обратить на расширение кругозора и умение находить закономерности.
Формирующий этап.
На данном этапе были поставлены следующие цели:
3. В 5 «б» классе применять игры направленные на развитие способности анализировать, умения выявлять закономерности и расширение кругозора.
4. В 8 «а» классе использовать игры и упражнения направленные на развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности.
Например, в пятом классе были проведены следующие игры: «Сгруппируй слова по смыслу»
Детям были даны ряду слов из которых необходимо было построить логическую цепочку.
«Исключи лишнее, объясни, почему»
Даны ряды терминов ручных, машинных и влажно-тепловых работ. Необходимо было исключить неподходящий термин и обосновать свой выбор.
В восьмом классе были проведены следующие игры:
«Лишний ряд»
Даны ряды чисел, их необходимо сравнить и найти ряд непохожий на остальные. Обосновать свой выбор.
На развитие логического мышления были проведены ребусы, анаграммы, логарифмы.
Контрольно-итоговый этап.
На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:
3. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития мыслительных процессов у учащихся 5 и 8 классов.
4. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.
С этой целью в пятом классе проведена методика «Исключение слов». Предлагались ряды слов, одно из которых не подходило к остальным. Его нужно найти и вычеркнуть.
Обработав данные, получили следующие результаты: процент правильных ответов составил 60%; неправильных - 33,4% и пропущенных - 6,6%. Сопоставив результаты на констатирующем и контрольно-итоговом этапе видно, что уровень правильных ответов повысился. Высокие результаты обусловлены тем, что заметно снизился процент пропущенных ответов. Значительные улучшения заметны у Козловой Н. и Патрикеевой М.
В восьмом классе была проведена методика мыслительных процессов, аналогичная констатирующему этапу.
Обработав ответы детей, получили следующие результаты: процент правильных ответов по осведомлённости повысился на 3%, по аналогии - 4%, по классификации - 6%, по обобщению - 7%, по числовым рядам - 8%.
Заметно улучшились результаты у Карпееврй К. и Сафаровой Э.
Сравнив результаты 5 и 8 классов видно, что в пятом классе игры оказали более эффективное влияние но развитие мышления, чем в восьмом классе. Это связано с тем, что пятиклассники младше и более подвержены воздействию данного метода. Следовательно, использовать развивающие игры и упражнения обязательно в пятом классе и конечно же в восьмом, так как игра эффективно влияет на развитие мыслительных процессов и в их возрасте.
В связи с этим учителю необходимо:
4. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
5. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.
6. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.
Таким образом, каждый учитель в своей деятельности должен использовать развивающие игры и упражнения. Для этого необходимо изучить индивидуальные особенности мышления детей, чтобы действие было целенаправленно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11