Интегрированный урок по познанию мира и трудовому обучению проходил по теме: "Охрана животного мира. Заповедники". "Изготовление непрерывного орнамента". В задаче этого урока входит формирование знаний о вреде, нанесённом человеком животному миру, о массивах вырубках леса, об уничтожении природной среды. Закрепление знаний о технике безопасности труда и личной гигиене при работе с ножницами, знакомить и закреплять умения в композиционном построении; воспитывать чувство красоты, творческую фантазию, желание трудиться, эстетические чувства. (приложение 15).
В заключении был проведен формирующий срез с целью выявления эффективности проведенной работы. При проведении данного среза по литературному чтению получены следующие результаты (приложение 24):
Уровень усвоения знаний:
Высокий - 35% (9 человек);
Средний - 54% (14 человек);
Низкий - 11% (3 человека);
Уровень сформированности умений и навыков:
Высокий - 51% (13 человек);
Средний - 42% (11 человек);
Низкий - 7% (2 человека);
Уровень успеваемости:
Средний балл - 4,3
% успеваемости - 100%
% качества - 92%
При проведении формирующего среза по изобразительному искусству результаты следующие (приложение 24):
1-ый критерий:
Высокий - 54 % (14 человек);
Средний - 42 % (11 человек);
Низкий - 4 % (1 человек);
2 - ой критерий:
Высокий уровень - 54 % (14 человек);
Средний уровень - 38 % (10 человек);
Низкий уровень - 8 % (2 человека);
Средний балл успеваемости - 4,5 при 100 % успеваемости,
96 % качества успеваемости.
Результаты формирующего среза по познанию мира (приложение 25);
Высокий - 35 % (9 человек);
Средний - 50 % (13 человек);
Низкий - 15 % (4 человека);
Высокий - 46 % (12 человек);
Средний балл успеваемости - 4,4, при 100 % успеваемости,
Результаты среза по трудовому обучению (приложение 25);
Высокий - 42 % (11 человек);
Средний - 54 % (14 человек);
Низкий - 4 % (1 человек).
Средний балл успеваемости - 4,6 при 100 % успеваемости,
Если сравнить результаты констатирующего и формулирующего срезов можно сделать следующие выводы:
1. По литературному чтению количество человек с высоким уровнем усвоения знаний увеличилось на 1 человек, что составило 4%, со средним на 2 человека, это 8%, соответственно с низким уровнем уменьшилось на 12%, что составляет 3 человека; количество человек с высоким уровнем сформированности умений и навыков увеличилось на 12%, то есть 3 человека соответственно со средним количеством человек уменьшилось на 4%, это 1 человек и с низким на 8%, это 2 человека.
Средний балл успеваемости увеличился на 0,2%, качество успеваемости увеличилось на 8%. (приложение 22).
2. По изобразительному искусству учащиеся с высоким уровнем усвоения знаний увеличился на 16%; это составляет 4 человека; со средним уровнем уменьшилось на 16%; количество учащихся с высоким уровнем сформированности умений и навыков увеличилось на 12%, это составляет 3 человека, соответственно со средним уровнем уменьшился на 8%, что составляет 2 человека, с низким на 4%, это 1 человек, средний балл успеваемости увеличился на 0,2, качество успеваемости повысилось на 8% (приложение 22).
3. По познанию мира количество учащихся с высоким уровнем усвоения знаний увеличилось на 4%, что составляет 1 человека, со средним уровнем количество учащихся осталось тем же. С низким уровнем уменьшилось на 4%, что составляет 1 человек, средний балл успеваемости увеличился на 0,1, качество успеваемости повысилось на 4% (приложение 26).
4. По трудовому обучению количество учащихся с высоким уровнем усвоения знаний увеличилось на 4%, это 1 человек, со средним - на 4%, с низким уменьшилось на 8%, что составляет 2 человека, средний балл успеваемости увеличился на 0,2, качество успеваемости на 8% (приложение26).
Из вышеуказанного следует, что даже такая малая доля использования интегрированных уроков дает только положительные результаты. Проведенная работа позволила повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость (приложение 27).
Для уточнения эффективности проведенной работы мы провели выявление познавательной потребности младших школьников и получили результаты: количество учащихся с сильно выраженной познавательной потребностью (высокий уровень) повысилось на 2 человека, что составляет 8%, а количество учащихся со слабо выраженной познавательной потребностью уменьшился на 2 человека (8%), которые перешли на средний уровень (приложение 28).
Итак, мы рассмотрели организацию и проведение интегрированных уроков и провели описание результатов эксперимента. Отдельные области наук вступают в тесные связи при изучении отдельных предметов и явлений.
И чем глубже их слияние, тем полнее и многостороннее знания детей об окружающем мире и предмете.
Интегрированные уроки способствуют повышению интереса учащихся к знаниям, уровня мотивации.
Учитель должен сочетать наиболее приемлемые для интеграции учебные предметы, отказаться от традиционных шаблонных форм организации урока, уметь свободно строить учебный процесс, но все же придерживаться установленных требований проведения урока.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на трудовое, нравственное, физическое, то есть на более эффективное развитие личности детей. Важно понять главное: исходя из цели интеграции, объединять отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение аналитико-синтетической мыслительной деятельностью по углублению понимания учебного материала.
На основе проведенного исследования можно выделить главные вопросы, требующие внимания:
Решение проблемы интеграции в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития.
Создания новых интегрированных курсов потребует пересмотра учебного плана. Поэтому нужна основательная экспериментальная и опытная проверка разных вариантов решения проблемы.
Чем младше ученик, чем он меньше знает и умеет, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов. По нашему убеждению нормой для начальных классов являются элементы интегрирования в учебных предметах, отдельные интегрированные уроки, но не интегрированные курсы.
Интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся на уроке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения.
От каждого учителя требуется личная ответственность за свою деятельность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно и творчески строить учебно-воспитательный процесс.
Проблема интеграции является актуальной для современной школы.
Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.
2. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
3. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
4. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины.
5. Многогранное раскрытие явлений и процессов, основанное на взаимодействии естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать в окружающей среде.
6. Способствовать повышению знаний, умений и навыков.
Интеграция - большая возможность расширения средств развития воспитывающей и развивающей стороны обучения.
Интегрированные уроки нужно проводить не только в классе, но и в парке, в сквере. Для ребят интересны встречи с людьми разных профессий, экскурсии.
Научно-педагогическое исследование и его результаты позволяют предложит следующие рекомендации:
1. При организации и проведении интегрированных уроков учителю необходимо знать теоретические основы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8