2) СНС-СН2-СН3 (бутин-1).
3) С6Н4-(СН3)2 (диметилбензол)
4) СН2ОН-СНОН-СНОН-СН2ОН (1,2,3,4-бутан-тетраол).
5) СН3-СН(CH3)-СН(C2H5)-СН2-СН3 (3-этил-2-метилпентан).
6) СН3-O-С2Н5 (этилметиловый эфир).
Контрольные вопросы
1. В каких из перечисленных соединений связи полярны:
а ) CH3 - CH3 b) CH3 - Cl c) H - OH, d) CH3 - CH2OH.
2.Сколько s - и p - связей содержится в молекуле состава СH3 - CH = CH - COOH.
3. Сколько существует изомеров состава С3Н8О? Ответ дайте в виде числа.
4. Определите гибридизацию атомов и нарисуйте пространственную структуру молекул следующих веществ:
этана, этилена, формальдегида, метанола.
5. Для соединений состава: CO2 , C2H2 , CH3NH2
а) нарисуйте структурную формулу
б) определите число соседей и электронных пар для каждого атома
в) определите тип гибридизации атомов
г) нарисуйте электронную структуру молекулы (перекрывание орбиталей), обозначьте s - и p - связи.
Задачи:
1. Определите простейшую формулу вещества, содержащего 14,28% водорода и 85,72 % углерода. Определите его молекулярную формулу, если плотность его паров равна 2,5 г/л (н.у.).
Ответ - СН2
2. Определите простейшую формулу вещества, если при сгорании 7,2 г его получили 22 г углекислого газа и 10,8 г воды. Достаточно ли данных, чтобы определить молекулярную формулу этого вещества?
Ответ - С5Н12
3.Сожгли 4,8 г органического вещества, при этом образовалось 3,36 л (н.у.) углекислого газа и 5,4 мл (н.у.) воды. Плотность паров вещества по водороду равна 16. Определите его молекулярную формулу. Есть ли в задаче лишние данные?
Ответ: CH4O
4. Сгорело 9 г вещества и образовалось 8,96 л (н.у.) углекислого газа, 12,6 г воды и 2,8 г 4. азота. Определите простейшую и молекулярную формулы.
Ответ: С2H7N
1.Соединение с простейшей формулой C3H4O имеет плотность по водороду, равную 84. Его молекулярная формула:
A.-C3H4O, B-C9H14NO4, C - C12H16O, D - C9H12O3, E- C8H8O4
2.Сколько грамм углекислого газа образуется при полном сгорании 28,52 г октана (С8Н18) в избытке кислорода?
A - 11,0 г, В - 22,0 г, С - 44,0 г, D- 88,0 г, E - 176,0 г
3.При сгорании 1,24 г органического вещества в избытке кислорода образуется 1,76 г углекислого газа и 1,08 г воды. Определить простейшую формулу этого вещества.
A - CHO, B - CH2O, C - CH3O, D - C2H3O, E - C3H5O
4.При анализе органического соединения было обнаружено, что оно содержит только 0,566 г водорода, 2,641 г азота и 6,793 г углерода. Определите простейшую формулу этого соединения.
A - C3H3N, B - C6H6N, C - C12HN5, D - C2H7N, E - HCN
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для исследования игровой деятельности в процессе обучения мы воспользовалась методами научно-педагогического исследования: беседа, анкетирование, интервьирование, контрольная работа.
Исследования по использованию игровой деятельности проходили в школе МОУ СОШ № 5 г. Нальчика. Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, на первом этапе было проведено анкетирование с учителями школы. Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 3 из 10 постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе. От учителей-предметников, которые никогда не применяли дидактические игры, были получены следующие ответы:
- одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;
- другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;
- третьи считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.
Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют дидактические игры, показал, что использовать игру предпочтительно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование игровых методов обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развитию психологических качеств, воспитанию у учащихся речи, умения правильно и логично излагать свои мысли, развитию умения находить оптимальные решения и т. д. Исходя из своего педагогического опыта, учителя считают, что дети любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае учитель не прекращает игровой процесс, но делает более жесткими правила игры. По их мнению, игру нельзя применять в следующих случаях: если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На их взгляд это не соответствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач. Если дети не хотят играть.
Если игра новая - новые игры должны быть проверены. На протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если учителя это замечали, то вмешивались в ход игры и отвлекали внимание детей на решение других проблем в самой игре. Учителя считают, что игра помогает учащимся развиваться в личностном плане, это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других.
Для проверки эффективности использования игр для обучения и воспитания учащихся, выявления этапов их использования были проведены исследования среди учащихся.
Анализ ответов дал следующие результаты:
1.Игры на уроках нравятся всем без исключения.
2.Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
3.Дети больше всего любят групповую форму игр. По - видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
4.Первое место по играм занимает урок истории, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т.д.
5.Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
6.Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
7.Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.
Таким образом, анализ работы учителя - предметника и исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили обнаружить негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
- во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.
- во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам;
- в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок.
- в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний.
Для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности, разработаны следующие рекомендации:
1.При выборе игровых форм обучения нельзя спешить и действовать в одиночку,
2.Никогда не надо принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки.
3.Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.
4.Разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает, что игра останавливается на самом интересном месте и никакое восстановление не может вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами еще раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, еще раз проверить - кто из учащихся может быть главным помощником в игре.
5. Нигде, никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром, и все должно быть построено на добровольном сотрудничестве.
6. Нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все признаки строгости и безотказной требовательности.
Эффективность применения игровых методов организации занятий оценивали по результатам выполнения контрольной работы учеников 10 «а» (контрольный) и 10 «б» (экспериментальный). По «средней арифметической» правильных и неправильных ответов на поставленные вопросы мы выявили, что более половины школьников контрольной группы не могли ответить на вопросы правильно. При этом в контрольной группе некоторые школьники давали такие ответы, которые свидетельствовали о полном непонимании темы, о механическом ее запоминании.
Таблица 1.
Оценка ответов на контрольные вопросы
Группа
Правильно
Неправильно
Неточно
эксперимент
90 %
0
10 %
контрольная
52 %
33%
15%
Результаты таблицы 1 подтверждают реальную эффективность использования в школе занятий по разработанным методикам для изучения органической химии.
Избранный метод проведения занятий способствовал повышению качества знаний, научного мировоззрения, а главное вызвал интерес учащихся к научно - познавательной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная в работе гипотеза, что использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании органической химии в средней школе позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии нашла свое подтверждение в результате наших исследований.
ВЫВОДЫ
1. Проведен анализ литературных источников и определено рациональное место игровых методов обучения в учебном процессе при преподавании органической химии;
2. Выявлены дидактически значимые характеристики игр;
3. Разработан методический материал с акцентом на игровые формы организации занятий;
4. Экспериментально исследована эффективность применения игр в учебном процессе;
5. Разработаны рекомендации для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности.
14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева - М.: Изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. -- 114 с.
15. Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях // Химия в школе. 2003. № 3. С. 43.
16. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.
17. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. -М.: Дрофа, 2003 г.
18. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Просвещение, 1996.-98с.
19. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. 2002. № 6. С. 50.
20. Павлова Н.С. Обучающие игры на уроках химии //Химия в школе», № 6, 2000. - с.35.
21. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Творческий центр «Сфера», М.: Дрофа, 2003 г.
22. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 95с.
23. Клеянкина М.К., Балашова Е. Ф., Зайцев О.С. Деловая игра по теме «Производство аммиака». // Химия в школе. - 1992. - №5-6. - стр. 49-52.
24. Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии. // Химия в школе. - 1991. - №3. - стр. 31-36.
25. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
26. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: 1989. - 217 с.
27. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство Первое сентября, 2000. - 224 с.
28. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. -М.: Просвещение, 1971. - 375 с.
29. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Просвещение, 1976. - 238 с.
30. Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1998. - 479с.
31. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Просвещение, 1976. - 245 с.
32. Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. - Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. С. 57.
33. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.:Дрофа, 2004 г.
34. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 1971. - 215 с.
35. Программы для общеобразовательных учреждений. Составитель Н. И. Габрусева. - М.: Дрофа, 2000. - 220 с
36. Казанцев Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом // Химия в школе. -2009. - № 2. - С. 15-19.
37. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -560с.
38. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. - М.: Мир, 1983. - ч. 1,2. - 447с.
39. Зоммер К., Вюнш К. Х., Цеттлер М. -Химия. Справочник школьника и студента. - М.: Дрофа, 2000. - 383с.
40. Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. Система заданий для развития умения рассуждать. // Химия в школе. - 2000. - №7. - стр. 11-20.
41. Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11кл. - М.: Дрофа, 1996. - ч. 1,2. - 176с.
42. Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трифонова Д.Н. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 368с.
43. Энциклопедия для детей. Химия. Т. 17. - М.: Аванта+, 2001. - 638с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8