Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Методические разработки
Урок 1. Урок - игра «Русское лото»
Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на уроках обобщающего повторения или по всему курсу.
Урок - игра «Аукцион».
На торги выносятся задания по какой-либо теме, причем учитель заранее договаривается с ребятами о теме игры. В игре участвуют 3 - 5 команд. С помощью кодоскопа на экран проецируется лот № 1 - пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или использовать готовые, распечатанные тексты) Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны купить другие команды, Если задание решено верно, команде начисляются баллы (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи учащиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения.
Урок - игра «Лабиринт».
( смотр знаний по теме, разделу, и т. д.)
Класс разбивается на 3 - 5 команд, причем каждая команда создается из ребят разных способностей, чтобы команды были равные по силам. В классе расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. На столах лежат номера столов, задания для каждого игрока по разным темам, причем задания 3-х уровневые по способностям учащихся, задания в конверте пронумерованы и каждый ученик знает свой номер задания. (Можно делать задания делать задания по 3-х уровневым тестам, разложить распечатанные тесты на столах и заранее объявить учащимся задания какого уровня он решает).
Ребята тянут жребий, кто с какого стола, по какой теме начинает работать, в каком порядке. За каждым столом сидит эксперт (им может быть сильный ученик данного класса или старшеклассник, который проверяет правильность решения задачи.) Контрольная карта с решением задач должна быть у каждого эксперта за каждым столом начисляет количество баллов за каждую решенную задачу в индивидуальные карточки каждому ученику, ставя свою роспись и баллы в фонд команды, ставя их в карточку команды.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и каждому ученику выставляется средняя оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.
Урок 2. Урок-игра «Брейн-ринг» (X класс)
Место урока в учебном плане. Эту игру можно провести на заключительном уроке по теме «Спирты» в X классе, когда учащимися усвоены основные понятия данной темы. Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения темы, повысить интерес школьников к курсу химии.
Оборудование: эмблемы команд и жюри, набор вопросов, плакаты с заданием, секундомер, карандаши, бумага, игрушки-пищалки, гонг, призы игрокам.
Подготовительный этап. Класс заранее делится на три группы. Командам дается домашнее задание: подготовить эмблему своей команды, сделать заготовку итоговой таблицы.
Ход игры
Ведущий зачитывает вопрос игры, и, для того чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1 минута. Та команда, у которой готов ответ, подает сигнал и с разрешения ведущего отвечает. Если ответ, данный командой, неверен, а минута не закончилась, у остальных двух команд есть возможность продолжить обсуждение и попробовать ответить правильно. Если верный ответ так и не будет дан ни одной из команд, вопрос снимается. Каждый ответ приносит команде 1 балл.
Вопросы игры
1. Карболовая кислота. (Фенол)
2. Трехатомный спирт. (Глицерин)
3. Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы. (Сорбит)
4. Чем обусловлена хорошая растворимость в воде первых членов гомологического ряда спиртов? (Образованием межмолекулярой водородной связи)
5. Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. (Жиры)
6. Спирт, который получается гидратацией пропилена. (Пропанол-2)
7. Твердые вещества, которые образуются при действии на спирты щелочных металлов и других активных металлов. (Алкоголяты)
8. Вещества, которые образуются при межмолекулярной дегидратации спиртов при t > 140 °С. (Простые эфиры)
9. Этот спирт называют древесным спиртом. (Метанол)
10. Диол с двумя атомами углерода. (Этиленгликоль)
11. Вещества, которые образуются при окислении вторичных спиртов. (Кетоны)
12. Реакция образования сложных эфиров в результате взаимодействия спиртов с кислотами. (Этерификация)
13. Правило, в соответствии с которым происходит образование спиртов из алкенов. (Правило Марковникова)
14. Общее название одноатомных спиртов. (Алкоголи, алканолы)
15. Особый вид связи, возникающий за счет атома водорода функциональной группы -ОН и электроотрицательного атома в спиртах. (Водородная связь)
16. Сравнительно высокая температура кипения спиртов объясняется… (...ассоциацией молекул)
17. Какое соединение получается при дегидратации бутанола-2? (Бутен-2)
18. Расположите спирты в ряд по увеличению их способности вступать в реакцию этерификации с уксусной кислотой: этиловый, изопропиловый, 2-метилбутанол-2.
19. Расположите спирты в порядке уменьшения их кислотности: этанол, метанол, бутанол. (Метанол, этанол, бутанол)
20. Расположите спирты в порядке увеличения кислотности: метанол, глицерин, третичный бутиловый. (Третичный бутиловый, метанол, глицерин)
Подведение итогов.
При разработке урока использована литература [36-38].
Урок 2. Урок-викторина «Счастливый случай»
Место урока в учебном плане. Урок-викторину можно провести на заключительном уроке по разделу «Кислородсодержащие органические соединения» в Х классе.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний. Оборудование: лото с бочонками, плакат «Счастливый случай». Подготовительный этап. Класс делится на две команды (например, команда мальчиков и команда девочек). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде-противнику.
Викторина проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой.
Гейм 1. «Дальше, дальше…»
В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов.
Примеры вопросов гейма:
1. Простейший альдегид. (Муравьиный)
3. Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах. (sp2)
4. Спирты, которые образуются при восстановлении альдегидов. (Первичные)
5. Эта реакция используется для очистки альдегидов и кетонов и выделения их из смесей. (Реакция присоединения гидросульфита натрия)
6. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Уксусный альдегид)
7. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры)
8. Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала»).
9. Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида. (Масляная кислота).
10. Функциональная группа альдегидов. (Карбонильная группа).
Гейм 2. «Темная лошадка»
«Темная лошадка» задает три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее находит правильный ответ. Если «темная лошадка» считает ответ неверным, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды - отвечают зрители.
Гейм 3. «Домашнее лото»
Капитаны команд по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков, бочонок со значком «Счастливый случай» - задание на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам.
1. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы уксусного альдегида.
2. Вычислите молекулярную массу этилового спирта.
3. Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.
4. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы метилового спирта.
5. Как называют соли уксусной кислоты?
6. Какие изомерные спирты состава СНО можно приготовить гидрированием альдегидов?
7. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы этилового спирта.
8. Какие спирты невозможно получить гидрированием альдегидов?
9. Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»?
10. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы изопропилового спирта.
Гейм 4. «Ты - мне, я - тебе»
Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее).
Гейм 5. «Гонка за лидером»
Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов.
Вопросы для команды 1
1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова.
(Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)
2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2.
(Ответ: гептанон-2. 2 балла)
3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3.
(Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)
4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилдиметилоктанола-1.
(Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)
Вопросы для команды 2
1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы.
(Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)
2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8