6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.
7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.
8. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.
9. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.
10. Представьте, как эта машина лежит на свалке.
Математическое определение уровней.
Сумма ответов «да» равна:
0-3- низкий уровень,
4-7 - средний уровень,
8-10- хороший уровень.
Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:
Задача 1.
Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.
Ход задачи.
Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.
В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задача 2.
Выяснить особенности творческого воображения.
Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
На констатирующем этапе эксперимента, используя различные методики, мы провели диагностику уровня развития познавательных процессов младших школьников (Таблица 2).
Таблица 2
Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Группа
Количество человек в группе
внимание
память
мышление
речь
восприятие
воображение
низкое
среднее
хорошее
низкая
средняя
хорошая
Контрольная
12
2
8
0
4
7
3
9
6
5
Экспериментальная
1
Гистограмма 1
Гистограмма сравнительных данных сформированности внимания младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Гистограмма 2
Гистограмма сравнительных данных сформированности памяти младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Гистограмма 3
Гистограмма сравнительных данных сформированности мышления младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
Гистограмма 4
Гистограмма сравнительных данных сформированности речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
Гистограмма 5
Гистограмма сравнительных данных сформированности восприятия младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
Гистограмма 6
Гистограмма сравнительных данных сформированности воображения младших школьников на констатирующем этапе эксперимент
На основании данных диагностики (гистограммы 1 - 6) мы определили, что у младших школьников в контрольной и экспериментальных группах познавательные процессы находились примерно на одинаковых уровнях, распределение школьников по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно. Мы приступили к эксперименту по развитию познавательных способностей младших школьников с помощью игры.
Формирующий этап
На этом этапе была составлена образовательная программа кружка «Эрудит» в которой на каждый психологический процесс, рассматриваемый в работе, были подобраны и разработаны упражнения в игровой форме. Далее на этом этапе проводилась работа по развитию познавательных способностей младших школьников.
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Как много в мире неизвестного, ребята!
И это не беда.
Из книг, из жизни новое узнаем мы всегда!
Пояснительная записка
Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. И не только потому, что без общения с книгой немыслимо приобретение знаний.
К.Д. Ушинский говорил, что “ ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.
Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.
Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:
Ш организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,
Ш ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;
Ш организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.
Образовательная задача:
В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19