При этом можно подготовить для игры двадцать игрушечных автомобильчиков. Лучше, если это будут точные миниатюрные копии автомобилей разных марок. Возможно, что приобретенные «гаражным предприятием» миниавтомобильчики и станут призом команде.
Как видно из примеров, из одного набора вопросов и одних правил возникли три внешне непохожие игры. Их непохожесть является результатом наложения на вопросы и правила нового сюжета. Внешняя новизна игр будет способствовать поддержанию интереса детей к играм в целом.
Но игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры. Прежде всего, игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко и красочно комментировать происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную вопросно-ответную форму - общение и эмоциональность
Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:
ь разработка вопросов игры;
ь разработка правил игры;
ь разработка игрового сюжета.
Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.
Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:
ь создание и подготовка команд;
ь оформление места проведения игры;
ь подготовка необходимого реквизита;
ь техническое обеспечение игры;
ь приглашение болельщиков;
ь приобретение призов для участников;
ь выбор жюри;
ь работа с ведущим.
То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ
То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить в игры выполнение тех заданий, которые ребенок должен усвоить. Ребенок радостно и охотно выполняет задания в игре. А так как играть в такую игру ребенок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. Меняя материал можно придумать много подходящих игр. Важно соблюдать следующие правила. Во-первых, игра должна заинтересовать ребенка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился играть еще и еще. Иначе это будет не игра, а все то же неинтересное занятие. Во-вторых, усвоение нужного ма-териала должно стать условием выигрыша. Для того чтобы побудить детей к активной работе, к поиску новых ответов, можно внести такое правило: за правильный ответ ребенок получает выигрыш, а за ошибочный -- отдает один из выигрышей. Таким образом, он выигрывает только в том случае, если дает сразу правильный ответ. Этот прием заставляет ребенка сразу же приниматься за активную работу, а не пытаться сначала угадать ответ.
Как было уже сказано, необходимо, чтобы игра была для ребенка интересной, привлекательной. Это достигается, во-первых, тем, что взрослый, с которым играет ребенок, сам проявляет заинтересованность, играет с увлечением и радуется каждому достижению ребенка, каждому его правильному ответу. Во-вторых, тем, что каждый правильный ответ ребенка имеет положительное подкрепление.
Нужно стараться, чтобы ребенок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создает успех, выигрыш. Если ребенку игра не удается, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это не принесет никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть.
При проведении эксперимента на практике мы использовали следующий инструментарий:
1. Закрытое тестирование.
2. Анкетирование.
3. Срез умений и навыков.
4. Изучение и анализ литературы.
5. Рефлексия.
Тест - это вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий.
Тесты применяют для получения каких-либо данных. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.
Традиционный подход к классификации познавательных способностей представляет В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков и другие. Представим данную характеристику познавательных процессов в таблице 1, существенным образом обогатив традиционное рассмотрение категории «познавательных способностей» с точки зрения нашего исследования. [61, c. 36].
Таблица 1
Характеристика познавательных процессов
Познавательные процессы
Определение
Свойства
Виды
Методы и приемы развития
Внимание
Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности
1. Избирательность,
2. Объем,
3. Распределение,
4. Концентрация,
5. Устойчивость,
6. Переключаемость
1. Непроизвольное,
2. Произвольное,
3. Постпроизвольное
ь Соревновательные моменты,
ь Нетрадиционный вопрос,
ь Контроль и оценка самих учащихся,
ь Комментированное управление
Память
Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
1. Объем запоминания,
2. Точность,
3. Длительность хранения,
4. Скорость запоминания
1. Кратковременная и долговременная,
2. Словесно-логическая, образная,
3. Произвольная, непроизвольная,
4. Механическая, смысловая
ь Группировка,
ь План,
ь Классификация,
ь Структурирование,
ь Схематизация,
ь Аналогия,
ь Перекодирование,
ь Ассоциация,
ь Повторение,
ь Метод локальной привязки
Мышление
Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях
1. Дополнительность - симметричность,
2. Сознательность- интуитивность,
3. Масштабность - узость,
4. Целенаправленность - бесцельность,
5. Оптимальность - закономерность,
6. Критичность - априорность,
7. Системность - стихийность
1. Образное, логическое, практическое,
2. Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое
3. Репродуктивное и творческое
ь Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления,
ь Ориентир на самопознание,
самообразование.
Речь
Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков
1. Скорость,
2. Разнообразие,
3. Грамотность,
4. Точность
1. Устная,
2. Письменная,
3. Вербальная (словесная),
4. Невербальная (мимика, жесты, знаки).
ь Чтение вслух,
ь Разыгрывание речевых ситуаций,
ь Овладение произвольной регуляции речевой деятельности,
ь Комментирование и др.
Восприятие
Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях
1. Объем,
2. Быстрота,
3. Точность,
4. Полнота,
5. Надежность
1. Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное
2. Восприятие времени, движения, пространства
Сочетание вербально-
логического материала с
образным, текстового
изложения с графическим представлением, зрительного
восприятия с практическими
действиями.
Воображение
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений
1. Целостность,
2. Предметность,
3. Осмысленность,
4. обобщенность,
5. Константность
6. Избирательность
1. Визуальные и абстрактно-логические,
2. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,
3. Статические, кинетические, преобразующие
ь Заострение,
ь Типизация
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19