Рефераты. Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников

При этом можно подготовить для игры двадцать игрушечных автомобильчиков. Лучше, если это будут точные миниатюрные копии автомобилей разных марок. Возможно, что приобретенные «гаражным предприятием» миниавтомобильчики и станут призом команде.

Как видно из примеров, из одного набора вопросов и одних правил возникли три внешне непохожие игры. Их непохожесть является результатом наложения на вопросы и правила нового сюжета. Внешняя новизна игр будет способствовать поддержанию интереса детей к играм в целом.

Но игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры. Прежде всего, игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко и красочно комментировать происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную вопросно-ответную форму - общение и эмоциональность

Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:

ь разработка вопросов игры;

ь разработка правил игры;

ь разработка игрового сюжета.

Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.

Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:

ь создание и подготовка команд;

ь оформление места проведения игры;

ь подготовка необходимого реквизита;

ь техническое обеспечение игры;

ь приглашение болельщиков;

ь приобретение призов для участников;

ь выбор жюри;

ь работа с ведущим.

То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ

То, что игра между делом и учит, - в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить в игры выполнение тех заданий, которые ребенок должен усвоить. Ребенок радостно и охотно выполняет задания в игре. А так как играть в такую игру ребенок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. Меняя материал можно придумать много подходящих игр. Важно соблюдать следующие правила. Во-первых, игра должна заинтересовать ребенка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился играть еще и еще. Иначе это будет не игра, а все то же неинтересное занятие. Во-вторых, усвоение нужного ма-териала должно стать условием выигрыша. Для того чтобы побудить детей к активной работе, к поиску новых ответов, можно внести такое правило: за правильный ответ ребенок получает выигрыш, а за ошибочный -- отдает один из выигрышей. Таким образом, он выигрывает только в том случае, если дает сразу правильный ответ. Этот прием заставляет ребенка сразу же приниматься за активную работу, а не пытаться сначала угадать ответ.

Как было уже сказано, необходимо, чтобы игра была для ребенка интересной, привлекательной. Это достигается, во-первых, тем, что взрослый, с которым играет ребенок, сам проявляет заинтересованность, играет с увлечением и радуется каждому достижению ребенка, каждому его правильному ответу. Во-вторых, тем, что каждый правильный ответ ребенка имеет положительное подкрепление.

Нужно стараться, чтобы ребенок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создает успех, выигрыш. Если ребенку игра не удается, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это не принесет никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть.

Итак, игра является ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста. Игра - самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Это позволяет сделать вывод - игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат подготовленные игры.

Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

Включая в образовательный процесс игру или элементы игры, педагог должен учитывать возрастные особенности воспитанников. Игра должна быть доступна для детей данного возраста.

Познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение необходимо развивать в младшем школьном возрасте. При умелом использовании игр на занятиях с детьми данного возраста возможно формирование данных процессов.

Изучив теоретические понятия: «познавательные процессы», «игра»; рассмотрев особенности развития детей младшего школьного возраста и познакомившись с методиками игры, с помощью которых проводится развитие познавательных процессов, мы переходим к экспериментальной работе. Она позволит нам получить результаты и сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Констатирующий этап

Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практика прошла в кружке «Эрудит». В исследовании принимали участие 24 ребенка. В школе они учатся в третьем классе по традиционной программе обучения и занимаются в учреждении дополнительного образования.

В нашем исследовании мы взяли две контрольные подгруппы.

Работа осуществлялась по трем этапам:

1. констатирующий;

2. формирующий;

3. контрольный.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности познавательных процессов младших школьников.

Второй, формирующий этап работы, заключался в созидательной деятельности, сопряженной с реализацией разработанной программы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста через игру.

Заключительный, третий этап исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было выявление индивидуальных изменений в развитии познавательных процессов младших школьников.

При проведении эксперимента на практике мы использовали следующий инструментарий:

1. Закрытое тестирование.

2. Анкетирование.

3. Срез умений и навыков.

4. Изучение и анализ литературы.

5. Рефлексия.

Тест - это вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий.

Тесты применяют для получения каких-либо данных. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.

Традиционный подход к классификации познавательных способностей представляет В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков и другие. Представим данную характеристику познавательных процессов в таблице 1, существенным образом обогатив традиционное рассмотрение категории «познавательных способностей» с точки зрения нашего исследования. [61, c. 36].

Таблица 1

Характеристика познавательных процессов

Познавательные процессы

Определение

Свойства

Виды

Методы и приемы развития

Внимание

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности

1. Избирательность,

2. Объем,

3. Распределение,

4. Концентрация,

5. Устойчивость,

6. Переключаемость

1. Непроизвольное,

2. Произвольное,

3. Постпроизвольное

ь Соревновательные моменты,

ь Нетрадиционный вопрос,

ь Контроль и оценка самих учащихся,

ь Комментированное управление

Память

Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

1. Объем запоминания,

2. Точность,

3. Длительность хранения,

4. Скорость запоминания

1. Кратковременная и долговременная,

2. Словесно-логическая, образная,

3. Произвольная, непроизвольная,

4. Механическая, смысловая

ь Группировка,

ь План,

ь Классификация,

ь Структурирование,

ь Схематизация,

ь Аналогия,

ь Перекодирование,

ь Ассоциация,

ь Повторение,

ь Метод локальной привязки

Мышление

Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях

1. Дополнительность - симметричность,

2. Сознательность- интуитивность,

3. Масштабность - узость,

4. Целенаправленность - бесцельность,

5. Оптимальность - закономерность,

6. Критичность - априорность,

7. Системность - стихийность

1. Образное, логическое, практическое,

2. Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое

3. Репродуктивное и творческое

ь Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления,

ь Ориентир на самопознание,

самообразование.

Речь

Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков

1. Скорость,

2. Разнообразие,

3. Грамотность,

4. Точность

1. Устная,

2. Письменная,

3. Вербальная (словесная),

4. Невербальная (мимика, жесты, знаки).

ь Чтение вслух,

ь Разыгрывание речевых ситуаций,

ь Овладение произвольной регуляции речевой деятельности,

ь Повторение,

ь Комментирование и др.

Восприятие

Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

1. Объем,

2. Быстрота,

3. Точность,

4. Полнота,

5. Надежность

1. Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное

2. Восприятие времени, движения, пространства

Сочетание вербально-

логического материала с

образным, текстового

изложения с графическим представлением, зрительного

восприятия с практическими

действиями.

Воображение

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений

1. Целостность,

2. Предметность,

3. Осмысленность,

4. обобщенность,

5. Константность

6. Избирательность

1. Визуальные и абстрактно-логические,

2. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,

3. Статические, кинетические, преобразующие

ь Заострение,

ь Схематизация,

ь Типизация

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.