Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - это организация констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился в феврале-марте 2010г. В нем принимали участие 24 ученика младшего школьного возраста, учащиеся 3 «В» класса школы №1214 города Москвы. На этом этапе решались следующие задачи:
-выявить отношение к использованию дидактических игр учителями на уроках окружающего мира;
- выяснить отношение учеников к предмету «окружающий мир»;
- выявить отношение детей к использованию дидактических игр;
- выявить уровень знаний учеников до начала данного раздела.
Методы проведения констатирующего эксперимента - беседа и срез знаний.
Второй этап - организация формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента проводилось включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов. Использовались игры, которые были занесены в таблицу №1.
Цель выяснить, положительно или отрицательно повлияют дидактические игры на активность детей на уроках окружающего мира.
Экспериментальная гипотеза: использование дидактических игр активизирует учебную деятельность младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- включение в учебный процесс дидактических игр;
- наблюдение за изменениями учебной деятельности учащихся.
Третий этап - контрольный эксперимент. Ставилась задача подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.
Методы проведения: беседа и срез знаний.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей, которые работают по курсу А.А. Плешакова «Зеленый Дом». Анкета для учителей состояла из вопросов, направленных на установления места дидактической игры в планировании и проведении уроков окружающего мира. В процессе опроса были выявлены следующие данные:
Таблица № 2
Как Вы считаете, какое место занимает игра в формировании учебных умений ребёнка?
самое главное
не самое главное
второстепенное
не задумывался над этим
не знаю
57%
33%
10%
-
Как часто вы используете игровой материал во время проведения урока?
очень часто
не очень часто, но достаточно
только на уроках математики
от раза к разу
27%
50%
13%
С какими трудностями Вы сталкиваетесь при проведении игр на уроках?
отсутствие в школе необходи-мых условий
мало методичес-ких пособий на эту тему
равноду- шие детей
не задумы-вались над этим
нет
31%
48%
14%
7%
Какими материалами вы пользуетесь, подбирая игры для уроков?
они предложены в методическом пособии в достаточном количестве
берете из разных книг
составляете сами
не использую
60%
23%
4%
Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и хотели бы активно использовать её в своей педагогической деятельности, в частности, на уроках окружающего мира, и не считают игру пустой тратой времени. Однако им приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, так как в методическом пособии к комплекту учебных игр недостаточно. Игровой материал ограничивается в основном загадками и кроссвордами. Нет и специального пособия, где бы была предложена система игр и их проведение на уроке.
В школе также были проанкетированы 24 ученика из 3 класса «В». В анкету были включены вопросы, на правленные на выявление отношения учащихся к предмету «Окружающий мир», отношения применения игр на уроках по данному предмету.
Таблица № 3
Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов)
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЧТЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
12 чел.
15 чел.
10 чел.
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ИЗО
ИКТ
18 чел.
20 чел.
14 чел.
Нравится ли тебе урок окружающего мира?
Да
Нет
Не очень
9 чел.
3 чел.
Как часто в вашем классе на уроках окружающего мира бывают игры?
часто
не очень часто
редко
нет вообще
1 чел.
5чел.
Каких заданий хотелось больше на уроках окружающе-го мира?
больше различных игр за урок
больше заданий с использованием схем, таблиц, картин
больше заданий с учебником
все устраивает
6 чел.
4 чел.
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
очень большая
большая
не очень большая
никакой
11 чел.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся нравятся те уроки, где много активности различного характера (умственной, физической, эмоциональной), положительно относятся к использованию игры на уроках. Ответы учащихся показывают, что урок окружающего мира не является любимым уроком у большинства учащихся, что занимательные игры и упражнения на уроках окружающего мира почти не проводятся. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках необходима, и она может принести большую пользу.
Так же в 3 «В» классе среди 24 учеников было проведено наблюдение за работой учащихся на уроках окружающего мира.
Цель: выяснить, повысится ли активность учеников на уроках окружающего мира, если в уроки будут включены дидактические игры.
Критериями активной работы являлись: частота поднятия руки и при этом правильные ответы.
В графу «активен» заносились данные о работе учеников, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы.
В графу «средне активны» заносились данные о работе учеников, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, иногда давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились данные о работе учеников, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу.
В результате исследования выяснилось, что 22% учащихся активны на уроках окружающего мира, 38% средне активны и 40% пассивны на уроках.
Таблица № 4
Активны
Средне активны
Пассивны
До начала эксперимента
20%
38%
40%
Количество человек
5
9
10
Так же был проведен срез знаний со следующими результатами:
Таблица № 5
Оценки
4
3
2
3 человека
10 человек
9 человек
41%
8%
Критерии оценки проверки работ:
"5" ("отлично") --отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8