Рефераты. Игра как способ активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира

Игры-загадки. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться--доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета--темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть--сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .

Деловая игра. Деловая игра -- метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры - сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Еще один вид классификации дидактических игр: обучающие, контролирующие, обобщающие.[5.]

Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.[19.]

Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.

Итак, дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Они могут помочь:

- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

- умение подчиниться правилам

- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

- укрепить дружеские отношения в классе.[23.]

Глава 2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А. Плешакова

§1 Возможности курса А.А. Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников

В связи с рассмотрением темы следует проанализироватьпрограмму УМК Плешакова. А.А. Этот курс является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Учебный курс “Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Основные цели и задачи данного курса:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, самостоятельности в получении знаний об окружающем;

последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с

окружающим миром.

Ведущая идея- экологизация обучения.

Программа содержит несколько блоков знаний: знания о природе, знания об обществе, знания по истории, в каждом из которых привалирует экологическая направленность.

В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания, об окружающем мире, что обеспечивает преемственность курса и предметами естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований.

Начиная с первого класса раскрытие тем идет по спиралевидноиму направлению. В первом классе еще не выделены и не структурированы в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности(например, живая природа, техника и т.д.) Как говорит Плешаков, «целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?»...». Учебное содержание в каждой теме автор выстраивает в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; наше здоровье и безопасность; экология.

В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий.

В качестве первой А.Плешаков выделяет ознакомление с природой. Сюда входят и формирование важнейших природоведческих понятий( живая, неживая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и т.д.), и раскрытие экологических зависимостей, осознание которых необходимо для развития современного экологического мышления.

Вторая содержательная линия, по мнению автора УМК, это знакомство с жизнью общества на примере своего города, села. Учащиеся получают знания об экономике, простейших производственных процессах, культуре образовании людей. Раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйством.

В следующую содержательную линию автор включил вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности ребенка, нацеленные на формирование соответствующих навыков и умений.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений (о родной стране, ее столице, некоторых городах).

В третьем классе автор выстраивает содержание следующим образом. В разделе «Эта удивительная природа» последовательно рассматриваются различные природные компоненты, и большое внимание уделяется раскрытию экологических связей. Раздел «Мы и наше здоровье» нацелен на формирование представлений о человеке, как о части живой природы, о его строении и жизнедеятельности его организма.

Логическим продолжением, по мнению А.Плешакова, является следующий раздел - «Наша безопасность», где представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Цель следующего раздела «Чему учит экономика» - сформировать представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой.

Завершается курс третьего класса темой - «Путешествие по городам и странам». Он представлен в виде путешествия по городам России, странам ближнего и дальнего зарубежья. В этом разделе интегрированы знания по истории, географии, экономике, экологии.

В четвертом классе автор сосредотачивает внимание учеников на России. Он открывает курс темой «Земля и человечество», где ученикам предлагается посмотреть на мир с позиций астронома, географа, историка, эколога.

Далее следует раздел «Природа России», в котором дети знакомятся с природными зонами, характерными проблемами.

Логическим продолжением служит тема «Наш край - часть большой страны». Учащиеся изучают формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где они живут.

Следующая тема - «Страницы всемирной истории», по замыслу автора, должна сформировать у детей представления об основных эпохах в развитии человечества.

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, наиболее яркими и важными историческими событиями и личностями.

Историческую линию завершает тема «Современная Россия», в которой рассказывается о государственном устройстве, символике, праздниках нашей страны, о многонациональном составе населения России, ее регионах. В этом разделе поднимаются так же вопросы о правах человека и правах ребенка.

В программе автор указывает что должны знать и уметь ученки в конце каждого класса, а так же примерное количество часов на изучение каждого раздела. Предлагаются темы минимального количества экскурсий и практических работ. [13.]

К сожалению, в программе, наряду с экскурсиями и темами практических работ, не указано ни одной игры, рекомендованной учителям для использования на уроках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.