К мячу, например, пристает грязь с пола, с земли. Загрязнены бывают и чистые на вид туфли. К ручкам дверей, к крючку и цепочке в уборной притрагивает-ся много людей. Среди них могут быть и больные.
Когда мы берем различные предметы или притраги-ваемся к ним, то грязь, имеющаяся на них, пристает к нашим рукам. Эта грязь потом может быть перене-сена на хлеб (сыр, яблоки и т. п.), который мы берем немытыми руками. А с грязью могут передаваться мно-гие болезни от больного человека другим людям. Поэто-му, если кто-либо съест загрязненный руками хлеб (или сыр, яблоки, колбасу), то он может заболеть (у него может появиться жар, боль в животе). Могут за-болеть (загноиться) и глаза, если их тереть грязными руками. Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо часто мыть руки.
Руки мы моем при утреннем и вечернем умыва-нии. Мыть их надо в течение дня после каждого за-грязнения. Как только закончили игру в мяч, в го-родки, как только кончили грязную работу (подмели пол, вскопали грядку, вынесли мусор и т. д.), поигра-ли с кошкой, собакой, надо тотчас же вымыть руки, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или вечер-него умывания.
Руки надо мыть после каждого посещения туале-та.
Руки надо мыть каждый раз. перед едой, даже если они на вид кажутся чистыми. Мыть руки нужно все-гда с мылом, потому что без мыла, как вы уже знаете, грязь отмывается плохо.
Почему мыть руки надо каждый раз перед едой? Это необходимо для того, чтобы не заболеть от пищи, которую вы можете загрязнить своими же руками. Кро-ме того, вы знаете, что чистыми руками гораздо прият-нее браться за хлеб, ложку, тарелку.
При изложении этих правил учитель может исполь-зовать такого рода пример. Как-то мать предложила девочке вымыть руки перед ужином. Девочка сказа-ла, что руки у нее чистые, она совсем недавно мыла их. Мать напомнила, что после мытья рук девочка играла в мяч. А ведь мяч катался по полу, значит, он грязный. Девочка поняла, что она не права, и тотчас же вымыла руки.
Учитель предлагает учащимся осмотреть свои ног-ти, проверить, коротко ли они острижены, нет ли длин-ных, запущенных ногтей, чистые ли они или гряз-ные, нет ли черных каемок. Далее он объясняет, что под длинными ногтями быстро собирается много гря-зи, ее трудно оттуда удалить. Как уже говорилось, грязь опасна для здоровья. Кроме того, грязные ногти (с черными каемками) вызывают у каждого опрятного человека отвращение. Длинными ногтями можно лег-ко поцарапать кожу себе или товарищу. От этого на коже могут появиться прыщи, нарывы. Поэтому стри-. гите коротко ногти. При мытье рук тщательно вычи-щайте грязь из-под ногтей. Пользуйтесь для этого щеткой или ногтечисткой.
Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» («Надо умываться»)
Подведение итогов классного часа
Учитель подводит общий итог разговора. В форме диалога закрепляет знания об уходе детей за телом.
Учитель предлагает детям вспомнить, почему важ-но насухо вытирать руки.
- Посмотрите, какие чистые руки у Толи. Когда руки чистые, это не только полезно для здоровья, но и приятно, красиво. Всем детям необходимо хорошо мыть руки.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Приложение 6
Ход классного часа
- Зубы не только разжевывают пищу, они нужны и для того, чтобы четко произносить слова. Они также украшают лицо человека. Вот почему зубы надо беречь.
А отчего зубы могут испортиться, отчего они могут заболеть?
Когда мы едим, в промежутках между зубами по-чти всегда остаются маленькие кусочки хлеба, мяса, рыбы, капусты. Кусочки пищи вскоре начинают гнить. Это приносит большой вред зубам. Как начинается заболевание зуба? Вначале на зубе появляется малень-кое темное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка (углубление). В нее забивается пища, здесь она надолго задерживает-ся, гниет, от этого зуб еще больше портится. Вскоре на этом месте образуется маленькое дупло. Если зуб не лечить, дупло становится глубоким (показать кар-тинку) и появляются сильные боли. Боли могут на время затихнуть. Однако через некоторое время зуб обязательно разрушится и его необходимо будет уда-лить.
Запомните: зубы могут заболеть оттого, что между ними задерживаются и загнивают остатки пищи.
Что же надо делать для того, чтобы зубы не заболе-вали, не портились? Нужно почаще удалять изо рта задерживающиеся в промежутках между зубам, остат-ки пищи. Надо, во-первых, полоскать рот после каж-дой еды: во-вторых, чистить зубы щеткой и порошком ежедневно перед сном и утром. Нельзя разгрызать зубами орехи, сахар, очень твердые конфеты, так как этим можно их сильно повредить. Нельзя есть много конфет -и других сладостей: у сластен зубы заболева-ют чаще, чем у других детей.
Если при жевании или при употреблении холод-ной, сладкой или кислой пищи появляется зубная боль, надо возможно скорее обратиться к врачу. Заболев-ший зуб надо лечить немедленно. Некоторые дети бо-ятся лечить зубы. Они думают, что лечение причиня-ет боль. Это неправильно. Лечение зубов обычно про-водится без боли. Нельзя откладывать лечение. Если больной зуб не лечат, он в конце концов совсем разру-шится.
Очень важно вовремя заметить начавшуюся порчу зуба. Поэтому не надо ждать появления болей. Необхо-димо один или два раза в год обращаться к зубному врачу для осмотра зубов.
Если в школе намечается проводить санацию (ос-мотр и лечение) полости рта, учитель разъясняет де-тям, что это очень важно для обнаружения порчи зу-бов, что надо спокойно являться на осмотр, не пугать-ся болей (осмотр и лечение почти не причиняют боли), аккуратно и терпеливо лечиться. К проведению этих разъяснений рекомендуется привлечь зубного или школьного врача, медицинскую сестру.
(Ученица неторопливо показывает, как она чис-тит зубы, учитель дает пояснения.)
-- Щетку надо сначала смочить. Влажной щеткой удобно набирать порошок: он не распыляется, не рас-сыпается.
Затем учитель предлагает учащимся запомнить три правила чистки зубов:
1. Надо чистить все зубы -- и передние и боковые; чистить со всех сторон -- снаружи и изнутри.
2. Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние -снизу вверх.
3. Надо также водить щеткой вправо и влево. Хорошо запомните эти правила и точно выполняй-те их.
Учитель обращает внимание на то, что, прополос-кав рот, Катя хорошо промывает щетку, кладет ее в чашку (стакан), где она может быстро просохнуть. Класть щетку в футляр не следует, так как в нем она долгое время будет оставаться влажной.
Учитель разъясняет, что при чистке зубов нужно пользоваться только водой, годной для питья, т. е. либо сырой водопроводной из крана, либо кипяченой, если пользуются речной или колодезной водой.
-- Где хранятся дома твоя зубная щетка, зубная паста, чашка?
-- На полочке в комнате (в умывальной, на кух-не).
- Правильно. Но некоторые дети еще не научи-лись содержать все эти предметы в порядке: их зуб-ная щетка лежит, к примеру, на подоконнике, круж-ка в шкафу, паста на столе. Такая неряшливость не-допустима. Эти принадлежности надо хранить в од-ном месте, в образцовой чистоте.
Учитель предлагает вспомнить, почему необходи-мо чистить зубы с раннего детства ежедневно? Просит учащихся назвать три правила чистки зубов. Завер-шается классный час чтением любого стихотворения или небольшого рассказа о личной гигиене (чистке зубов, умывании и т. д.).
Приложение 7
Материал для учителя об уходе за помещением (классной комнатой)
Когда позволяет погода, фрамуги и форточки сле-дует оставлять открытыми весь день. В холодную по-году проветривание классов проводится во время каж-дой перемены. По окончании занятий, вечером и ут-ром, перед началом занятий, а также в перерыве меж-ду сменами проводится сквозное проветривание поме-щений -- одновременно открываются фрамуги (фор-точки, окна) в классах и коридорах и двери, ведущие из классов в коридоры. Сквозное проветривание еле-
дует проводить и во время перемен, но обязательно в отсутствие учащихся; продолжительность такого про-ветривания в зависимости от наружной температуры колеблется от 10 до 1 минуты в малые перемены и от 20 до 5 минут в большие перемены. При этом способе проветривания воздух в помещении освежается зна-чительно быстрее и лучше.
Коридоры и залы проветривают во время уроков. При таком условии они являются резервуарами чис-того воздуха для классов и обеспечивают детей све-жим воздухом во время перемен.
Открывание фрамуг, а иногда и форточек может оказаться для учащихся младших классов непосиль-ным делом. В таком случае это проводится учителем, или обслуживающим персоналом, или старшими школьниками. Однако не следует освобождать учащих-ся от заботы о проветривании класса. Дежурные по классу и санитары должны приучаться следить за от-крыванием окна, фрамуги или форточки. Это являет-ся одной из важных их обязанностей.
способом?
-- Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником .большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять осе-дает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д.
Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза. ! Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.
Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пол).
Запомните следующее правило: надо ежедневно протирать пол влажной тряпкой или подметать влаж-ным веником.
В классе мы часто пишем мелом на доске. При неак-куратном обращении с мелом может образоваться очень * много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка, подушечка ' (тряпка). Это одна из самых важных его обязанностей. .
Дощатые полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами. Паркетные полы протирают каждую неде-лю щеткой с воском.
Каждый школьник и взрослый должен заботиться о том, чтобы воздух в комнате и классе всегда был свежим, хорошим (почти таким же, как и наружный воздух).
Что же надо делать для этого? Надо почаще и получ-ше проветривать помещение. В теплое время надо дер-жать окна открытыми весь день, а если возможно, то и круглые сутки. В холодное время нужно несколько раз в день открывать форточки, фрамуги или окна. Когда мы открываем окно или форточку, воздух, ко-торый стал плохим, вредным для здоровья, удаляется из помещения, а взамен его в помещение проникает чистый, свежий воздух снаружи (со двора, с улицы, из сквера, сада и т. д.).
В классе находится много детей. Поэтому, если окна и форточки закрыты, к концу урока в нем начинает чувствоваться духота, воздух в классе становится
неприятным, спертым. Такой воздух вреден для здо-ровья. Понятно, что класс надо проветривать возмож-но чаще: утром, до начала занятий, во время каждой перемены и после окончания занятий. Как только на-чалась перемена, все учащиеся должны выйти из клас-са,-- класс проветривается в течение всей перемены.
Учитель еще раз разъясняет детям, что для поддер-жания чистоты требуется большой и упорный труд, дома -- труд матери (старшей сестры или других чле-нов семьи), в школе -- труд уборщицы и школьни-ков. Каждый мальчик, каждая девочка должны це-нить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим со-рить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. Надо помогать уборке своего класса и в поддержании чистоты во всей школе.
Чтение правил. Учитель (или поочередно несколько учеников) читает правила, учащиеся повторяют их вслух:
Поддерживайте чистоту в комнате и в классе:
1. Очищайте обувь от пыли, грязи и снега при входе в помещение.
2. Не сорите на пол.
3. Держите в порядке все вещи.
4. Стирайте мел с доски влажной тряпкой.
5. Пол подметайте влажным веником или щеткой, обернутой влажной тряпкой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8