3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Таким образом, рассматривая процесс гигиенического воспитания младших школьников, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:
а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного навыка гигиены;
б) овладение учащимися знаний предмета гигиены;
в) формирование умений, гигиенических навыков и привычек. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения за-дач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного усвоения и применения на практике учащимися практических навыков общественной и личной гигиены [12, 93].
Мерилом сформированных гигиенических навыков выступают не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности -- учение, игра, труд -- в этом возрасте важен для освоения знаний о здоровом образе жизни и гигиенических правилах. И формирова-ние гигиенических навыков обеспечивается лишь целе-направленным руководством ею со стороны педагога. Следовательно, далее необходимо рассмотреть содержание деятельности учителя в организации гигиенического воспитания младших школьников.
Одной из важных проблем в последнее время является вопрос о гигиеническом воспитании подрастающего поколения [18, 3].
Проблема гигиенического воспитания разрешилась с появлением валеологических программ, валеологических курсов, где здоровью учащихся стало уделяться больше внимания. В данное время гигиена и валеология неразрывно связаны, так гигиена стала одной из составных валеологии. На уроках валеологии дети приобретают не только валеологические знания, умения и навыки, но и с помощью педагога извлекают для себя знания в области личной, общественной и школьной гигиен. Это способствует воспитанию ребенка, умеющего быть здоровым. Чтобы достичь данной цели необходимо при организации уроков валеологии учитывать возрастные особенности детей, их потребность в саморазвитии, игре, подражании. А также использовать на уроках валеологии различные методы и приемы, способствующие гигиеническому воспитанию учащихся. [39,27]
Одним из методов валеологического воспитания младшего школьника является метод разработки проектов.
В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей [24, 115].
1. День здоровья.
Цель проекта - придумать особенности проведения Дня здоровья в классе, школе, городе, составить программу мероприятий.
Второй этап - обсуждение предложений и их возможной реализации.
Организация Дня здоровья в классе.
Варианты валеопроектов учитель может придумывать сам, в содружестве с детьми и родителями. Объединяя проекты, можно составить валеопрограммы для внеклассной работы по годам обучения, например:
1-й класс - «Что такое здоровье»: включает проекты по выделению компонентов здоровья, по предупреждению вредных привычек;
2-й класс - «Творим свое здоровье»: проекты по ознакомлению с формами и средствами закаливании, системами оздоровления;
3-й класс - «Мое здоровье - здоровье других людей - здоровье природы»: проекты практического направления - изучение экологического состояния различных объектов, организация трудовых операций, экологических патрулей и рейдов, знакомство с деятельностью учреждений по охране природы и здоровья людей [1, 94].
Еще одним методом воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума.
Данная форма организации деятельности учащихся направлена на развитие и совершенствование гигиенических умений и навыков. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и др. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ [5, 63].
Предварительно педагог и родители должны подготовить необходимое оборудование. Учитель может помогать выполнять задания, показывать, как правильно их сделать. Здесь важно, чтобы каждый ребенок работал над заданиями, участвовал в обсуждении.
Занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.
1. Чистые руки:
- показать, как правильно мыть руки;
- доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
2. Здоровые зубы:
- показать на рисунке последовательность чистки зубов;
- почистить зубы щеткой и пастой;
- доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);
- составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».
3. Красивые ногти:
- показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
- правильно подстричь ногти на руках;
- порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
4. Внешний вид:
- выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;
- показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
- доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего [9, 16].
Участие младших школьников в данных мероприятиях способствует установлению их активной позиции в самосозидании и созидании экологически здоровой среды, в решении конкретных задач изменения окружающей действительности, характеризует отношение воспитанников к валеологической деятельности как жизненно важному пути гуманистического преобразования мира 9, 20].
Для выявления результативности
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 2 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе средней общеобразовательной школы №81 г. Караганды. В исследовании принимали участие 28 детей.
Рассматривая состояние теории и практики по исследуемой проблеме, был получен положительный опыт по организации процесса гигиенического воспитания. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения положительного опыта по организации процесса гигиенического воспитания в младших классах, явилось отправным моментом разработки программы опытно - экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в следующей последовательности. На первом этапе опытно-экспериментальной ра-боты шло ознакомление с объектом исследования, изучались взгляды и подходы к проблеме гигиенического воспитания младших школьников, изложенных психолого-педагогической литературе, анализировались материалы периодической печати, выявлялась сущность подхода к организации процесса гигиенического воспитания, уточнялись педагогиче-ские условия, обеспечивающие эффективность данного процесса. На этом этапе обдумы-вался план опытно-экспериментальной работы и шла подборка методик оценки уровней сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников.
На втором этапе опытно-экспериментальной работой были охва-чены учащиеся 2 «А» класса. Были выявлены взаимодействие и взаимовлияние педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования гигиенических знаний и навыков, как необходимых качеств личности младшего школьника в учебной деятельности. Всего к участию в эксперименте было привлечено 28 учеников.
На третьем этапе осуществлялся анализ и обработка полученных данных, формулировались выводы и практические рекомендации.
В ходе экспериментальной работы были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
Так как исследование проходило во 2 классе в экспериментальной работе была использована методика «Валеологический практикум».
- методика «Чистые руки, здоровые зубы»;
- методика «Первая помощь»;
- методика «Уметь отказаться».
Во время эксперимента перед учителем были поставлены следующие задачи:
- создание, поддержание и упрочнение у детей мотивации здорового образа жизни;
- включение в содержание образования информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;
- формирование умений и навыков здравотворческой деятельности учащихся;
- создание благоприятной социо-культурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, формированию здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления;
- привитие навыков гигиены в школе и дома;
- формирование умений и навыков для оказания первой помощи;
- проведение бесед лечебно-профилактического значения для младших школьников;
Данные экспериментов были занесены в таблицы. (Приложение 1)
Первая таблица - результаты констатирующего экспери-мента, вторая таблица - результа-ты формирующего эксперимента (контрольный замер).
Между первым и вторым срезами, согласно плану опытно-экспериментальной работы, проводилась целенаправленная деятельность по реализации в практике обучения механизма формирования гигиенических знаний у младших школьников.
Анализ результатов исследования позволяет про-следить динамику развития гигиенических знаний в младших классах.
Сравнивая результаты формирующего эксперимента (2 срез) с результатами констатирующего эксперимента (1 срез) можно отметить тенденцию повышения валеологических знаний у младших школьников.
Налицо качественные и количественные изменения, происшедшие между срезами.
Таким образом, приходим к следующим выводам:
1. Движение - основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем важный фактор его развития. При ограничении движений резко замедляется физическое и психическое развитие. Двигательная активность является одним из необходимых условий нормального развития высшей нервной деятельности ребенка, его речевой функции и мышления. Структура занятия оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьника и, как следствие, - на его работоспособность. Поэтому так важно правильно строить занятия: оптимально чередовать различные виды деятельности, неодинаковые по продолжительности, трудности и утомительности [6, 55].
2. Правильная организация занятия в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть небольшой, необходимо дать детям возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15-20 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить (сменить вид деятельности), так как в это время у детей наблюдается утомление. Это в первую очередь касается творческих объединений гуманитарного направления, предлагающих детям большой объем теоретического материала [13, 308].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8