Рефераты. Формирование интереса к обучению у младших школьников

Хочется отметить важность таких моментов, как межпредметные связи и формирование интереса к учебе при организации внеклассной деятельности младших школьников.

Межпредметные связи функционируют в обучении как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фактор ее всестороннего развития. В реальном процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Их действие распространяется на все учебные предметы, и практически изучение каждой учебной темы может включать те или иные виды связей с другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.

Реализация межпредметных связей позволяет ребенку видеть целостность картины, четче осознавать свои учебные цели. Причем уделять внимание этому моменту стоит не только на уроках.

Приведу пример внеклассного занятия по интересам, которое позволяет решить сразу несколько задач.

Тема занятия - устное народное творчество (загадки).

Цель - развивать любовь и интерес к народному творчеству; учить составлять загадки; пробудить интерес к чтению, к родной речи.

Задачи: - учить видеть отличительный признаки предметов; общее и различное двух предметов при сравнении; учить составлять загадки;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству; усидчивость, терпеливость, находчивость и умение вести творческий поиск;

- развивать связную речь, образное и логическое мышление, память.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Орг. момент

Введение в тему

Основная тема

Практическая часть

Итог

Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите отгадывать сказки?

Почему?

Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, узнаем самый главный секрет всех загадок и - самое важное! - сами научимся сочинять загадки.

Загадки знакомы нас с самого раннего детства. Вы уже научились разгадывать их. Многие из вас умеют это делать быстро и очень хорошо.

Но ведь загадки бывают очень разные. Например, загадки, отгадку которых отыскать довольно просто: надо к стихотворению-загадке добавить словечко-отгадку в рифму. Оно обычно так и просится с языка! Давайте попробуем отгадать такую загадку.

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Называюсь я …..

Я с собой ее ношу, не макаю, но пишу.

Замечательная штучка, самопишущая …

Легко вам было отгадывать загадки? Почему?

А есть и загадки посложнее. Они написаны не стихами. Послушайте и попробуйте отгадать.

- Белый зайчик по белому полю скачет.

- Кулик не велик, а целой сотне велит:

То сядь да учись, то встань, разойдись.

Вот такие разные бывают загадки. Но у всех загадок есть один общий секрет, благодаря которому они и стали загадками. Вам этот секрет я сегодня раскрою.

Начнем? Только для начала разгадайте еще одну загадку:

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. Что это?

Как же вы догадались? Скажите, в загадке сказано, о каком предмете идет речь? (Есть в загадке слово «ромашки»?) Значит, в загадке сам предмет не назван. Зато сказано, на что этот предмет похож. (Похожа ромашка на «желтый глазок с белыми ресничками»?)

Еще перечислены главные признаки этого предмета. В этой загадке по каким признакам мы догадываемся, что речь идет о ромашке? Какие слова вам помогли?

Скажите, ребята, легко вы запомнили эту загадку? Повторим ее вместе. А почему ее легко запомнить?

Верно, эта загадка - маленькое стихотворение, поэтому очень легко запоминается.

Итак, эти особенности и есть самые главные секреты всех загадок. Повторим их:

1. сам предмет в загадке не назван;

2. назван другой, похожий на него предмет;

3. перечислены основные признаки предмета;

4. Слова могут рифмоваться.

И теперь, когда вы знаете секрет всех загадок, пора вам самим попробовать свои силы, сочинить загадку.

Посмотрите на доску, прочитайте текст:

«Посыпались с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. Одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками. Вот звездочка с шестью лучами. Снежинки лепятся друг к другу, хлопьями ложатся на землю». Давайте попробуем этот текст превратить в загадку.

С чем сравниваются снежинки?

А как вы думаете, на что еще похожи снежинки, когда они падают на землю, кружатся над вашими головами? (Можно прочесть детям отрывок из стихотворения Исаковского: «…И рощи запустелые

мне глухо шепчут вслед,

Что скоро мухи белые

закроют белый свет…»).

А теперь пробуем сочинить загадку в стихах про снежинки! Я предлагаю вам начало, первую строчку, а вы продолжите стишок так, чтобы получилась загадка. (Варианты первой строки записаны на доске, дети работают самостоятельно. После загадки зачитываются вслух).

Белый цветочек с неба упал

Пушистые звезды с неба летят

Белые мушки в воздухе кружатся

Вы все проявили сегодня смекалку, сообразительность и свой талант. У вас получились замечательные загадки, составленные по всем правилам секретной науки. Загадайте свои загадки дома родителям, друзьям во дворе.

А дома попробуйте самостоятельно придумать еще одну загадку. Завтра в классе загадаем их друг другу.

Да!

Это весело и интересно!

Это игра.

- тетрадь

.

- ручка.

Да! Надо просто подобрать слово в рифму.

Мел и доска

Школьный звонок.

Ромашки!

Нет, не сказано.

Да, очень похож.

Сестрички, значит, похожие; стоят в поле, желтый глазок - серединка и белые реснички - лепестки…

Да, легко.

Она складная, как стишок, все слова подобраны в рифму.

Дети читают (вызвать кого-то для чтения вслух)

С цветком, со звездочкой.

(дети называют варианты, например, на мух).

…попал мне в ладошку и сразу пропал.

…заплакал и по руке убежал.

…падают на землю, таять не хотят.

…у ребят в ладошках растаять не хотят.

…и на землю медленно падают, ложатся.

Подобное занятие, решая основные педагогические задачи, безусловно, способствует развитию творческих способностей ребят, пробуждает веру в свои силы, а значит, воспитывает интерес к учебной, поисково-творческой деятельности.

Педагогические концепции и педагогические технологии

В заключение несколько слов необходимо сказать о системе начального образования. Какие возможности есть у педагога, чтобы в рамках государственной программы, на базе обычной общеобразовательной школы научить ребенка искусству учиться?

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называются также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики.

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентация, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (учитель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) -- это осуществляется как рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате чего формируются «знания-знакомства»).

2 Репродуктивный метод (учитель составляет задание на воспроизведение знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д., в результате формируются «знания-копии».

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный - методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:

1) усредненный общий темп изучения материала;

2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учениками;

3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате дети «разучиваются думать»;

4) почти полное незнание учителем, усваиваются ли учениками сообщаемые знания;

5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

6) затрудненность самостоятельной работы детей с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

7) преобладание нагрузки на память учеников, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требуются, не применяются.

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.