2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методические основы обучения
- Сущность обучения и его структура
- Структура и средства учебной деятельности
- Психологические особенности восприятия, понимания, усвоения учебного материала
2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
- Главная движущая сила развития - противоречие
- Формирование положительной мотивации
3. Урок для современного ребенка
- Эпоха «мозаичной» культуры
- Опора на непроизвольное внимание детей
а) игра как методический прием
б) замена одного вида деятельности учащихся на другой
в) событие на уроке
- Информационная потребность детей
4. Практическое формирование интереса к обучению
- Событие на уроке русского языка
- Дидактическая игра на уроке математики
- Учеба вне урока
5. Педагогические концепции и педагогические технологии
- Традиционная система обучения
- Современная дидактическая система
- Новейшие подходы к обучению. Опыт А.А. Рывкина
Теоретические и методические основы обучения
Свою работу хочу начать словами замечательного педагога Яна Амоса Коменского: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить /даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п./; если <…> всем вместе будут показывать картинки, изображающие то, что им в свое время придется изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения, если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».
Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного обучения. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать урок не только насыщенным, но и интересным? Как научить ребенка учиться с удовольствием?
Сущность обучения и его структура
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появится. Следовательно, отношение «педагог -- ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик -- приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет, то есть контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся но овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого Обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать время на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
- стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
- организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей;
- совершенствование учебных умений и навыков;
- выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Несложно понять, что реализовать поставленные задачи возможно лишь при условии искреннего интереса обучаемых к самому процессу обучения.
«Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам.
Перед образовательными учреждениями стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать и развивать новые, социально ценные интересы, а также интересы, наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии интереса к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из основных путей воспитания положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов - понимание учащимися значения изучаемого материала», - читаем мы в «Словаре педагогических терминов». Как использовать это пояснение в своей педагогической практике?
Педагогический процесс, участниками которого становятся учитель и его ученик, обычно представляют как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина):
1) цель обучения (для чего учить);
2) содержание учебной информации (чему учить);
3) методы и приемы обучения (как учить);
4) преподаватель;
5) учащийся.
Педагогический процесс создается и управляется педагогом. Поэтому, где бы он ни протекал, всегда имеет одну и ту же структуру:
Цель - Принципы - Содержание - Методы - Средства - Формы.
Динамичность педагогического процесса достигается путем взаимодействия трех его структур: педагогической (которую мы только что рассмотрели), методической (для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся) и психологической.
Психологическая структура, пожалуй, наиболее сложная, включает в себя процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три подструктуры:
1) познавательные процессы; 2) мотивация учения; 3) напряжение.
Учителю необходимо четко представлять себе теоретические основы обучения детей и уже на этой теоретической основе выстраивать свою педагогическую практику. Двигаться вслепую в столь важной области деятельности, как обучение и воспитание малышей, - неразумно и безответственно.
Знание педагогической и методической структуры урока позволяют выстраивать занятие грамотно и методически обоснованно. Психологическая структура дает возможность учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников и сделать обучение доступным и увлекательным.
Фактически организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
постановка целей учебной работы -- формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом -- определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися, -- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом, -- придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера -- регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся -- оценка результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из соответствующих компонентов:
осознание целей и задач обучения -- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению -- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение -- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности -- самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность -- оценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Психологические особенности восприятия, понимания, усвоения учебного материала
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7