Рефераты. Дифференциация в процессе обучения математике

Автор статьи рекомендует проводить со слабыми учениками математические диктанты, цель которых - помочь школьникам запомнить формулировки аксиом и теорем, которые в дальнейшем будут использованы.

«В результате такой систематической планомерной работы, - отмечает Т.А.Косенкова,- у ребят появляется интерес к предмету, желание трудиться. Они уже с удовольствием выходят к доске, не боятся отвечать. В результате увеличивается количество хороших оценок по математике».

Интересным опытом по организации дифференцированного обучения делится С.Н.Юркина в статье «О дифференцированном обучении математике»[40].

Каждый класс в начале года учитель разбивает на 6 групп по результатам успеваемости и отношению к делу в прошлом учебном году, при этом учитывается и психологическая совместимость учеников. Это разбиение будет стабильным в течение учебного года, хотя частые переходы из группы в группу возможны в случае, если ученик стал заниматься лучше или, наоборот, хуже. На разных этапах учебной работы для каждой группы учеников учитель использует варианты заданий разной сложности.

Так, при работе в классе дифференцированное обучение можно провести следующим образом. После того, как учитель объяснит всему классу новый материал и проведет первоначальное формирование умений по данной теме, следует перейти к закреплению умений, доведению их до навыков. Именно здесь можно использовать варианты различной сложности. Существует несколько способов их применения:

- 1,2,3 группы решают общее задание фронтально под наблюдением учителя, а 4,5,6 группы выполняют общие или индивидуальные задания самостоятельно. Для них предусмотрен какой-либо вариант проверки (с использованием поворотных досок, магнитной доски и др.);

- 1,2,3,4 группы работают самостоятельно, а 5 и 6 группы вместе с учителем разбирают задания повышенной трудности;

- учащиеся, хорошо усвоившие материал, работают самостоятельно, а те, у кого возникли затруднения, выполняют задания под руководством учителя;

- ученики четырех групп работают самостоятельно, а одна группа получает более трудное задание, другая - более простое; для каждой группы предусмотрен свой способ проверки;

Такая организация формирования и закрепления умений позволяет заботиться о развитии сильного ученика, предупредить отставание слабого, дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания по теме.

Наличие вариантов различной сложности позволяет легко организовать самостоятельную или контрольную работу. Учитель складывает карточки с заданиями на своем столе в 6 стопок. Члены каждой группы по очереди подходят к столу и берут нужную карточку. Это занимает 1-2 минуты и не нарушает порядок на уроке.

Зачеты (в основном по геометрии) учитель также может принимать, используя варианты различной сложности. Представители от каждой группы (каждый раз по 3 человека) решают задания одновременно на трех досках.

Особенно удобно применять варианты различной сложности на уроках-практикумах. Проводить их можно по крайней мере двумя способами.

1. Основная цель практикума, проводимого в середине изучения темы, - обучающая. Примерно за 2-3 дня до практикума выделяется 5-6 консультантов, вместе с которыми учитель составляет и решает задания практикума. Каждая группа получает свое задание и решает его в течение урока под руководством консультанта. После уроков учитель проверяет тетради вместе с консультантами, которые высказывают свое мнение об уровне подготовки и самостоятельности решения задания каждым учеником их группы.

2. Основная цель практикума, который проводится в конце изучения темы, - обобщить знания учащихся, провести необходимую коррекцию знаний, проверить общий уровень подготовки класса. Класс также разбивается на 6 групп, но принцип их подбора другой: в каждую группу входят и сильные, и слабые учащиеся. Учитель заранее составляет списки групп с указанием консультанта, но знакомит с ними ребят только на уроке. Урок начинается с краткого опроса по теории. Опрос проводит консультант по вопроснику, составленному учителем. Затем учащиеся все вместе решают данное задание, при необходимости обращаясь к образцу. По окончании этой части урока ответственный за работу группы сдает учителю листок с оценкой уровня подготовки учащихся по теории и решению задач. Последние 20-25 минут урока учащиеся выполняют самостоятельное задание, различное для каждого члена группы. Оценивает работу на практикуме учитель, при этом учитывается мнение консультантов.

В заключение автор статьи обращает внимание на организацию контроля домашнего задания. Он пишет, что к этой форме контроля не обязательно привлекать хорошо успевающих учеников, здесь может справиться любой. На каждую четверть выбирается 6 контролеров, которые перед каждым уроком математики проверяют у ребят определенной группы наличие домашней работы (причем контролер должен быть из другой группы). В течение учебного года к этой работе будут привлечены 24 человека. Таким образом практически каждый ученик выполняет посильную работу по организации учебного процесса.

Автор отмечает следующую реальную пользу от применения всех этих деталей дифференцированного обучения:

- Значительно улучшается четкость в организации работы класса;

- Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи;

- Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки;

- Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.

На основе вышесказанного можно заключить, что педагоги-математики, использующие дифференциацию при обучении школьников, отмечают его эффективность и целесообразность применения в школе.

2.2. Анализ опытной работы по дифференциации обучения математике в 11 классе мсош п. Кордяга.

Опытная работа по дифференциации осуществлялась в 11 классе мсош поселка Кордяга. Данная работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе была проведена диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей каждого школьника, были выделены временные типологические группы для работы на уроках и составлен план дифференцированного обучения. Вторым этапом опытной работы было проведение уроков с использованием дифференциации. На заключительном, третьем этапе, были проведены проверочные работы для оценки результатов примененной системы обучения. Теперь подробнее о каждом этапе.

1 этап:

В 11 классе мсош поселка Кордяга учится 8 учеников, из них - 3 мальчика, 5 девочек. Возраст учеников - 15-16 лет. В целом, класс успевающий. Большинство учеников класса имеют достаточные знания в области математики, свободно на них опираются при изучении нового материала, при решении примеров. Это ученики с высоким и средним уровнем обученности. Но кроме них имеются 2 ученика, которым необходимо пристальное внимание со стороны учителя математики, так как они имеют пробелы в знании программного материала, часто не могут применить имеющиеся знания на практике, то есть обладают низким уровнем обученности. Эти данные получены с помощью изучения оценок по математике в классном журнале, а также из беседы с учителем математики, который на основе своего опыта работы с данным классом дал сведения об уровне подготовки каждого ученика в области математики. Распределение учащихся по уровням обученности отражено в таблице.

Уровень обученности.

Фамилия ученика

Высокий уровень обученности

Средний уровень обученности

Низкий уровень

обученности

Апиркян Р.

+

Бушмакина Е.

+

Зорин Я.

+

Крестьянинов В.

+

Скрябина О.

+

Слуднев С.

+

Черепанова Я.

+

Штинова М.

+

Пояснение к таблице:

-Высокий уровень обученности - ученик в любой ситуации учебного процесса демонстрирует высокие знания ранее изученного материала, высокий уровень математических умений и навыков;

-Средний уровень обученности - ученик не всегда располагает необходимым фондом знаний, умений и навыков при изучении математики;

-Низкий уровень обученности - школьник, имея ограниченный фонд знаний, умений и навыков.

Кроме того, установлено, что более половины учеников класса имеют уровень обучаемости, достаточный для глубокого изучения программного материала. В качестве метода исследования обучаемости был выбран анализ процесса решения экспериментальных задач. Задания были подобраны так, чтобы они требовали не воспроизведения известных алгоритмов решения, а самостоятельного нахождения пути решения задачи. Ученикам была предложена самостоятельная работа из 3-х заданий, а также числовой тест (см. приложения 1 и 2).

По результатам этих работ была составлена таблица.

Уровень обучаемости.

Фамилия ученика

Высокий уровень

обучаемости

Средний уровень

обучаемости

Низкий уровень

обучаемости

Апиркян Р.

+

Бушмакина Е.

+

Зорин Я.

+

Крестьянинов В.

+

Скрябина О.

+

Слуднев С.

+

Черепанова Я.

+

Штинова М.

+

Пояснение к таблице:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.