Глава 1 Диагностика профилактики школьной дезадаптации
б) Методы индивидуального изучения детей
Выводы
Заключение
Литература
В системе мер, направленных на повышение педагогической, социальной и экономической эффективности народного образования, охрану физического и нравственного здоровья детей, предупреждение отсева их из школы, противоправного поведения несовершеннолетних, важное место принадлежит программе активной педагогической помощи детям группы риска.
Данная категория детей отдифференцирована в составе детского населения сравнительно недавно. К ней относятся дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического или социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных или дефективных. Однако в силу указанных обстоятельств находятся в пограничной ситуацией между нормой и патологией, имеют при сохранном интеллекте худшие, чем сверстники адаптационные возможности. Это осложняет их социализацию, делает особенно уязвимыми по отношению к несбалансированным условиям внешней среды.
До сих пор проблемы развития и воспитания детей группы риска не осознавались достаточно отчетливо общественным и в частности педагогическим сознанием.
Исследования медиков и гигиенистов показывают, что в дошкольных учреждениях и школе именно дети группы риска чаще всего болеют и являются наиболее угрожаемыми по реальной опасности развития того или иного хронического заболевания. Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематические трудности в учебе, становятся отстающими, неуспевающими, трудными. Справедливо ставится вопрос о том, что школа становится для них наиболее опасной зоной, где первичные недостатки развития усугубляются и обрастают вторичными, личностными, возникающими на фоне отставания в учении, не престижного положения среди сверстников, преобладающей отрицательной оценочной стимуляции со стороны педагогов и родителей.
Как правило, эти вторичные отклонения, проявляющиеся в различных формах школьной дезадаптации, девиантного поведения детей и подростков, являются объектом внимания и реагирования со сторо-ны педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Различная по своим формам работа ведется, однако в одной логике - логике преодоления этих по своему происхождению вторичных деформаций. Отсюда, несмотря на огромные материальные затраты на ее обеспечение так непропорционально мала ее эффективность.
Сложившаяся ситуация побуждает к переосмыслению утвердивших-ся подходов и акцентов. Основой этого переосмысления все более осознается концепция профилактики как главного звена в борьбе за физическое и нравственное здоровье подрастающих поколений, органическую составляющую глобальной проблемы экологии человека. Собственно педагогическим формам и методам работы, различным институтам воспитания, педагогике и школе в этой концепции отводится ведущая, решающая роль.
В структуре общей педагогики отдифференцирована относительно самостоятельная область научного знания и практической педагогической деятельности, целью которой является разработка и внедрение в практику воспитательных учреждений действенных мер педагогической помощи детям группы риска. Эта область научных поисков получила название коррекционной педагогики.
Работы, которые проведены в этой области знания уже сегодня позволяют рекомендовать следующую систему мер, направленных на достижение успешной адаптации детей группы риска в системе школьного обучения, охрану их здоровья:
1) психолого-педагогическое диагностирование детей, поступающих в школу и своевременное выявление среди них группы риска;
2) создание в школе для детей группы риска щадящих санитарно-гигиенических, психогигиенических и дидактических условий, учитывающих их индивидуально-типологические особенности;
3) использование в педагогической работе с детьми "группы риска" методики коррекционного обучения.
В практическом плане реализация перечисленной системы мер имеет место, в частности, в экспериментальном опыте работы коррекционных классов, которые рассматриваются в качестве оптимальной для сегодняшнего этапа развития системы народного образования формы педагогической помощи детям группы риска.
Коррекционные классы - классы здоровья, как их чаще всего называют, открываются в обычных общеобразовательных школах. В них предусматривается щадящий режим учебных занятий, меньшая наполняемость, введение в учебный план специальных коррекционно-оздоровительных мероприятий.
В этих классах находят реализацию особый тип коррекционного обучения, предусматривающий в качестве своей главной функции заботу о здоровье, коррекцию имеющихся в развитии детей недостатков, их психологическую, социальную реабилитацию, раскрытие индивидуальных способностей и дарований как надежной основы личностного самоутверждения. При этом чрезвычайно важным является то, что коррекционные классы работают по обычным учебным программам и дети в них учатся год в год со своими сверстниками. Таким образом, коррекционные классы, оказывая детям группы риска необходимую помощь и поддержку, одновременно не дискредитируют личность, что исключительно важно с этической точки зрения, не травмируют семью и не задержи-вают путь растущего человека к профессии.
Целью дипломной работы является своевременное выявление детей группы риска в предшкольный период.
Объектом исследования выступают дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является профилактика школьной дезадаптации.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы;
2. Изучить теоретические аспекты школьной зрелости;
3. Выявить трудности школьной адаптации;
4. Провести психолого-педагогическое диагностирование детей группы риска в предшкольный период;
5. Представить анализ результатов диагностики;
6. Предложить коррекционную программу педагогической помощи детям группы риска.
Гипотеза: своевременное предотвращение причин школьной дезадаптации способствует более высокому уровню готовности к школе.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе психологической литературы по проблеме школьной зрелости.
Практическая значимость работы состоит, по нашему мнению, в том, что апробированная в настоящей работе методика, представленная Кумариной Г.Ф., может быть рекомендована практическим психологам, работающим с дошкольниками, в качестве инструмента своевременной диагностики детей группы риска в предшкольный период.
детей в коррекционные классы.
В школах, в которых создаются коррекционные классы, координа-ция этих усилий возлагается на школьную психолого-педагогическую комиссию. В состав школьной психолого-педагогической комиссии входят: завуч школы по начальному обучению, психолог (если он работа-ет в школе), логопед, учитель и школьный врач.
1) организовать сбор надежной информации о поступающих в шко-лу детях,
2) на основе собранных данных провести ориентировку в качест-венном составе детей; выявить в предварительном порядке детей "груп-пы риска";
4) скомплектовать по результатам диагностирования основной состав коррекционного класса;
В работе школьной психолого-педагогической комиссии по изу-чению детей, таким образом, выделяются два основных этапа: изуче-ние детей в предшкольный период и в процессе школьной адаптация.
Чтобы знания о детях, которыми располагают родители и воспитатели, могли быть использованы для выявления детей группы риска, они должны быть грамотно востребованы.
Низкий уровень школьной зрелости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9