Рефераты. Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом

Авторы критиковали правительство за недостаточное внимание к христианскому аспекту арабо–израильского конфликта – как в Иерусалиме, так и на остальной территории страны. При этом особые претензии выдвигались в адрес Министерства по делам религии.

В аналитической части документа описывался процесс палестинизации христианских конфессий и их растущее сочувствие к интифаде. В этом процессе лидировали католики, греко–католики, англикане и лютеране, однако в 90–х годах проарабскую политику стали занимать патриархи греко–православной и армянской общин. Израильские возможности оказывать сдерживающее влияние на христианских лидеров постоянно сокращались, поскольку правительство не использовало их, опасаясь негативной реакции на международной арене.

Собранные сотрудниками института статистические данные указывали на сокращение эмиграции арабов–христиан за пределы Эрец–Исраэль (начиная с 1991 г.). Оставшиеся в Израиле и на территориях арабы–христиане пытались обрести полноценную самоидентификацию в рамках палестинского национализма. Во многих случаях эта тенденция носила вынужденный характер: христиане неспособны были противостоять мусульманскому большинству и, хотя сами они зачастую предпочитали израильскую власть, им приходилось постоянно доказывать свою лояльность палестинскому делу. Авторы документа полагали, что эта тенденция сохранится и в будущем[97].

Тем не менее несмотря на столь жесткие рекомендации со своей стороны Ватикан действовал по собственной логике. Так, Ватикан сделал заявление, которое предполагало скорую канонизацию сестры Терезии, урожденной Эдит Штейн, католической монахини еврейского происхождения, погибшей в 1942 г.[98] в газовой камере Освенцима, Согласно этому заявлению Иоанн Павел II признал, что в результате обращения верующих за заступничеством к сестре Терезии якобы имели место сверхъестественные события. Подобное "чудесное заступничество" является необходимым условием причисления к лику святых в Католической Церкви[99].

Эдит Штейн родилась в еврейской семье в Голландии в 1891 г. В 1933 году она постриглась в монахини. Иоанн Павел II причислил ее за мученическую кончину к лику блаженных (первая ступень католической канонизации) во время своей поездки в Германию в 1987 г. Этот акт вызвал критику со стороны еврейских кругов, утверждавших, что нацисты убили Эдит Штейн за ее еврейское происхождение, а не за принадлежность к Католической Церкви. Однако, по мнению представителей Ватикана, сестра Терезия была арестована и депортирована в Освенцим за то, что она была католичкой. Как известно, нацисты подвергали преследованиям голландских католиков, так как их епископы занимали откровенно антинацистские позиции[100].

Следует подчеркнуть, что Ватикан постоянно испытывал давление со стороны арабских стран, с которыми он вел активные политические контакты. Так, западные разведывательные источники выражали опасение, что в ходе предполагавшегося визита Иоанна Павла II в Ливан в 1997 г. на него будет совершено покушение. Западные разведслужбы располагали сведениями о намерении исламских террористов использовать с этой целью управляемую ракету. Посвященные данной теме публикации итальянской прессы вызвали озабоченность и замешательство в Ватикане.

Глава Римско–Католической церкви должен был прибыть в Ливан с двухдневных визитом 9 мая 1997 г. В связи с этим в Бейруте предпринимались чрезвычайные меры безопасности[101].

Ливанское правительство, Сирия и даже "Хезболлах" направили в Ватикан успокоительные послания, согласно которым жизни Папы Римского ничего не угрожает. "Хезболлах", выступавшая определенное время против этого визита, изменила свою позицию в обмен на обещание Ватикана, что Иоанн Павел II выступит с осуждением израильской оккупации Южного Ливана[102].

В целом, несмотря на идеологические и политические разногласия между Израилем и Ватиканом наблюдался процесс, который можно было охарактеризовать как процесс развития от "конфронтации к диалогу".

История взаимоотношений Израиля и Ватикана глубоко интересовала и интересует как арабов, так и евреев. Эти отношения тесно связаны с европейской историей. Пересекаются интересы различных конфессий, религиозных институтов и политиков.

Постепенное урегулирование арабо–израильского конфликта, наметившееся в конце 80–х – начале 90–х годов усилило роль религиозного фактора как в Израиле, так и на международной арене. Наблюдается тенденция, когда и ООП, и Израиль соревнуются за моральную и политико–правовую поддержку Католической Церкви. Святой Престол признавал право на существование Израиля, продолжает поддерживать и устремления арабского народа Палестины.

Вместе с тем можно говорить о постепенной эволюции политики Ватикана в отношении Святой Земли в течение бурного XX в., которая происходила параллельно с трансформацией самой Римской Католической Церкви.

История развития взаимоотношений Израиля с Ватиканом хорошо демонстрировала историю выживания и развития Католической Церкви, ее принципы, которые реализовывались через социальный и политической компромисс. Ватикан не был в стороне от каждого аспекта борьбы за Палестину.

Следует подчеркнуть сдержанность Ватикана в отношении сионизма в начале XX в., да и в последующие годы. Религиозное предубеждение, социальный консерватизм характеризовали позицию Ватикана на протяжении многих десятилетий. После того, как Великобритания получила мандат на Палестину, усилились позиции западного христианства в Палестине, Ватикан был заинтересован в этом, со своей стороны, евреи также усилили свое влияние в Палестине. Велика была и роль Пап (от Пия Х до Иоанна Павла II), которые были настойчивы в достижении "основных задач и ценностей". Необходимо отметить и новые либеральные гуманные моменты в развитии Католической Церкви по данному вопросу в 60–80–е годы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.