Рефераты. Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом

Особенно привлекательными для Иоанна Павла II стали идеи экуменизма после краха коммунистического режима в бывшем СССР. При этом, по мнению Римского Папы, крах коммунизма не стал результатом прямого вмешательства Божественного проведения, это было бы большим упрощением. Коммунизм как система рухнул вследствие собственных ошибок и пороков[48]. Одновременно, по мнению Папы, христианство и его ценности являются вечными.

Следует учитывать, что в рассматриваемые годы шел процесс улучшения отношений Израиля с СССР.

Улучшение отношений христианства с иудаизмом шло параллельно со стремлением различных христианских концессий объединиться. Однако на вопрос, почему среди христиан нет единства Папа Римский отмечал два момента: первый, (негативный) – разделение является результатом грехов христиан; второй (позитивный) – подобное разделение позволило Церкви выявить все богатства, содержащиеся в Евангелии, которые иначе могли бы остаться неизвестными[49].

На развитие отношений Израиля и Ватикана имели влияние не только внешние и внутренние факторы, происходившие в христианском мире и на международной арене в целом, но и те изменения, которые произошли в позиции самого Израиля к проблеме ближневосточного конфликта. Израиль начал занимать более гибкую позицию, созревали предпосылки для начала интенсивных переговоров Израиля с арабами с целью урегулирования арабо–израильского конфликта.

В рассматриваемые годы Израиль стремился установить официальные дипломатические отношения с Ватиканом, но Папа Римский во время встречи в 1990 г. с АЕК не касался этого вопроса. В то же время Ватикан подчеркивал, что его усилия направлены на улучшение отношений с евреями и они "отражали общее желание улучшить взаимопонимание и добиться большей гарантии в отношениях". По мнению Ватикана улучшение отношений с евреями могло принести пользу как христианским общинам, так и усилить борьбу за справедливость и мир, особенно в Палестине и, в частности, в Иерусалиме, который считается Святым городом для миллионов верующих – евреев, христиан и мусульман[50].

Постепенное укрепление международного имиджа Израиля заставляло считаться с его политикой, весом на Западе и в третьем мире. Важное значение имело и то, что сотрудничество между христианами и евреями безусловно должно было внести свой значительный вклад в демократическое развитие Центральной и Восточной Европы[51].

Поэтому Папа Римский заявлял в рассматриваемые годы, что перед каждой местной церковью стоит задача развивать сотрудничество между христианами и евреями.

На встрече в Ватикане в конце 1990 г. Иоанна Павла II с еврейскими лидерами председатель Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям (МЕКМК) Сеймур Рейч призвал Папу установить дипломатические отношения с Израилем и выразил обеспокоенность вспыхнувшей новой волной антисемитизма в Польше – на родине понтифика[52].

Характерно, что встречи между еврейскими лидерами и римскими католиками происходили на самом высоком уровне в течение трех лет. Папа Римский высказал пожелание посетить Святую Землю.[53]

Жестом доброй воли стал вклад Ватикана в сумме 100 тыс.долл. для строительства нового молитвенного центра, предназначавшегося монахиням, которые желали выехать из монастыря, по трагической иронии судьбы находившегося в здании бывшего нацистского лагеря смерти в Аушвице (Освенциме) в Польше[54].

Споры вокруг переезда монахинь в находившийся вблизи молитвенный центр, когда строительство его было завершено, привели к тому, что католическо–еврейские отношения ухудшились

В еврейских кругах считали, что установление полных и официальных дипломатических отношений между Государством Израиль и Святым Престолом сможет кардинально и существенно продвинуть дело мира; они учитывали большое влияние Ватикана среди христиан в Израиле, в том числе среди христиан–арабов. Во время встречи с Папой Римским израильское руководство подчеркивало жесткую линию арабских стран таких как Ирак и Сирия в отношении урегулирования ближневосточного конфликта. Нормализация отношений между Израилем и Ватиканом, по их мнению, должна была стать ярким примером для тех наций, которые все еще стояли на позициях "разрушения Израиля".[55]

Следует особо подчеркнуть, что Ватикан выступал за право Израиля на существование и его безопасность. Но до установления дипломатических связей с Израилем Ватикан хотел добиться принятия резолюции по палестинскому вопросу о праве палестинского народа на самоопределение и о международной защите Иерусалима как священной столицы трех религий – иудаизма, христианства и ислама.

Во время вышеуказанной встречи Папа Римский в беседе с раввином Давидом Розеном из Иерусалима подчеркивал также: "Я надеюсь, что придет день, когда я смогу посетить Святые места". Розен ответил, что "это должно стать нашей общей работой"[56].

Одновременно обсуждались проблемы антисемитизма. Председатель ЕКМК С.Рейч отмечал, что победу демократии в Восточной Европе обеспечил и "обычный и пугающий" пример антисемитизма. По его мнению, антисемитизм выражался в виде политической и популистской разменной монеты в этих странах, в осквернении синагог и кладбищ, на афишах, в намеках и иногда в более явных выражениях в средствах массовой информации со стороны политических лидеров и время от времени даже от церковных лидеров[57].

Еврейские лидеры выразили свою признательность Папе, который незадолго до встречи выступил с заявлением совместно с международным Католическо–еврейским комитетом в Праге, в котором антисемитизм характеризовался как "грех против Бога и гуманности"[58]. "Это начало новой главы в отношениях между Ватиканом и евреями", – заявил Рейч[59]. Встреча отметила и 25–летие документа "Ностра Аетате", принятого на Втором Ватиканском Соборе, который решительно отвергал идею о коллективной ответственности евреев за смерть Иисуса Христа и предлагал начать межрелигиозный диалог.

Во время четвертого посещения своей родины Польши Иоанн Павел II также имел встречу 9 июня 1991 г. с варшавскими раввинами. В самом начале своей речи перед ними Папа заявил: "Встречи с представителями еврейских общин являются постоянным элементом моих апостолических путешествий". Этот факт говорит сам за себя, подчеркивая таким образом единое исповедание веры, которое объединяет сыновей Авраама, исповедующих религию Моисея и пророков с теми, кто также исповедует Авраама как своего "отца в вере"[60]. При этом он приводил ссылку из Евангелия от Иоанна: "Отец наш есть Авраам"[61]. Характерно, что с точки зрения православных ортодоксальных фундаменталистов относить эти слова к христианам являлось якобы "злоумышленной подтасовкой со стороны Папы в угоду иудеям"[62].

Таким образом, в начале 90–х годов отношения Ватикана с еврейскими общинами диаспоры н отношения Израиля с Ватиканом активизировались. Как выше указывалось, с момента создания Государства Израиль его руководители стремились установить дипломатическое отношения с Ватиканом. Такое заметное предпочтение, которое Израиль отдавал Ватикану по сравнению, например, с такими странами, как Албания и Лесото, легко объяснимо. Католицизм с более чем 1 млрд. приверженцев являлся и является религией, пользующейся влиянием во многих странах мира.

Тем не менее в то время Ватикан, который имел дипломатические отношения с более чем 120 странами, еще воздерживался от признания Государства Израиль[63]. Многие специалисты считали, что установление дипломатических отношений Ватикана с Израилем могло стать вехой на пути к улучшению отношений между католиками и иудеями во всем мире после 2 тыс. лет трений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.