Рефераты. Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом

Израильской премьер готов был согласиться на официальное закрепление данного права за представителями всех конфессий, но он подчеркивал разницу между свободным доступом к местам религиозного культа и проблемой государственного суверенитета. "Объединенный Иерусалим останется под израильским суверенитетом" – повторял Б.Нетаниягу во всех своих интервью европейским газетам.

В итоге премьер–министр Израиля Б.Нетаниягу посетил в Ватикане с частным визитом главу Римско–Католической Церкви Иоанна Павла II. Длившийся 20 минут разговор стал важных шагом на пути улучшения отношений между Ватиканом и Израилем, которые продолжают быть противоречивыми,

Со своей стороны, Ватикан проводил очень сложную дипломатическую игру. Улучшая отношения с Израилем, он не отказывался от развития отношений и с арабскими странами, даже с явно радикальными режимами. Решение об установлении дипломатических отношений между Ватиканом и Ливией многие политические обозреватели назвали пощечиной Вашингтону. В марте 1997 г. стороны установили дипломатические отношения на уровне посольств. Хотя дипломатические миссии должны были носить иные названия (соответственно "папская нунциатура" и "народное представительство") суть дела от этого не менялась. Вопреки настойчивым рекомендациям из–за океана Святой Престол счел возможным и необходимым установить официальные отношения с режимом Каддафи, который рассматривался американской администрацией в качестве одного из главных спонсоров международного терроризма[90].

Глава службы печати Святого Престола Хоакин Наварро объявил, что решение об установлении дипломатических отношений принято. Он подчеркнул, что такой шаг стал возможен "благодаря положительным результатам, достигнутым в сотрудничестве с ливийской администрацией в области обеспечения свободы вероисповедания". Обмен дипломатическими представителями между Ватиканом и Триполи позволил бы придать новый импульс международному диалогу, прежде всего по ближневосточным проблемам, заявил папский пресс–секретарь[91]. Примечательно, что факт установления дипломатических отношений подтвердил и сам Каддафи.

Установление дипломатических отношений между Ватиканом и Ливией стало еще одним примером явных расхождений в позициях Вашингтона и Святого Престола по ряду важных международных проблем. Судя по всему, в Ватикане к этому относилось достаточно спокойно, предпочитая в первую очередь думать об интересах сотен миллионов единоверцев, в том числе и 50 тыс католиков, проживавших в Ливии[92].

О расхождениях в позициях Израиля и Ватикана по многим международным проблемам, в том числе и по Иерусалиму, свидетельствовал кризис вокруг квартала Хар–Хома. У стороннего наблюдателя, следящего за развитием событий на Ближнем Востоке, должно было создаться впечатление, будто судьбы народов региона целиком зависели от того, будет ли построен этот новый еврейский квартал на возвышенности, в юго–восточной части Иерусалима. Именно эта проблема едва не стала причиной правительственного кризиса в Израиле и она же составляла ключевую тему целого ряда политических встреч на высшем уровне – в Вашингтоне, Каире, Аммане. Строительству в районе Хар–Хома было посвящено специальное заседание Совета Безопасности ООН, и даже Папа Римский упомянул об "опасном решении израильского правительства" выступая с кафедры Собора св. Петра[93].

В своей воскресной проповеди Иоанн Павел II подверг критике решение правительства Израиля о строительстве в районе Хар–Хома. "Действия Израиля в Иерусалиме вызывают тревогу, – заявил Папа. – Они представляют опасность для продолжения мирного процесса"[94].

Столь сложные отношения, несмотря на установление дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом, соответственно определяли позицию некоторых израильских кругов в отношении Ватикана. Так, Иерусалимский институт изучения Израиля представил премьер–министру Б.Нетаниягу и министру иностранных дел Д.Леви свои рекомендации по вопросу о возможном участии христианских конфессий в определении окончательного статуса Иерусалима. Рекомендации выработаны были экспертной группой, в состав которой входили д–р Амнон Рамон (руководитель), профессор международного права Рут Лапидот, востоковед Реувен Мерхав, специалист по градостроительству Исраэль Кимх и другие ученые[95].

Главная рекомендация института состояла в следующем: "Израилю надлежит избегать участия Ватикана в политических переговорах по проблеме Иерусалима. Вовлечение Римско–Католической Церкви в процесс переговоров приведет к образованию исламско–христианской коалиции, которая еще более затруднит выполнение стоящей перед Израилем задачи"[96].

Параллельно с отстранением Ватикана эксперты Иерусалимского института рекомендовали правительству укреплять существующие связи с другими христианскими концессиями (греко–православной, армянской, грузинской, эфиопской и др.).

Дополнительная рекомендация касалась целесообразности сохранения статус–кво в отношениях между институтами трех монотеистических религий в Иерусалиме. По мнению авторов цитируемого документа, изменение сложившегося порядка чревато было конфликтами, сказанное в особенности касалось отношений между различными церковными учреждениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.